В живописной местности Павильнюсского регионального парка, в десяти минутах от Старого города, располагается имение Мельниковых-Пушкиных Маркутье (Маркучяй). История усадьбы начинается в 1867-м, когда российский генерал, инженер, специалист по строительству железных дорог Алексей Петрович Мельников (1808–1879) приобрел землю у Игнатия Годлевского и приступил к постройке нового дома. В 1875 году имение Маркутье (Маркучяй) стало приданым дочери А.П. Мельникова Варвары Алексеевны (1855–1935), когда в 1883 году она обвенчалась с сыном поэта Григорием Александровичем Пушкиным в Вильне. С тех пор семья часто гостила в этом имении, окончательно обосновавшись в нем в 1899 году после продажи Михайловского в казну.
Настоящий «дом на холме» — центральный дом имения Маркутье — рад принять посетителей и сегодня. Жилой дом 1868 года постройки (здание музея, интерьер), за исключением каменной пристройки и некоторых элементов отделки, сохранился в неизменном виде до наших дней. В 1986 году музей получил новую жизнь: проведен ремонт, обновлена экспозиция, приведены в порядок семейное кладбище Г.А. и В.А. Пушкиных и часовня Св. великомученицы Варвары, освященная в 1906 году.
Ключевое слово музея — «аутентика» — подлинный дом, мебель, экспонаты. По завещанию хозяйки дома Варвары Алексеевны Пушкиной люди, проживавшие здесь после ее смерти, хранили память о семье поэта. Шесть мемориальных комнат (кабинет, библиотека, «пушкинский уголок», гостиная, биллиардная, столовая) дают представление о последних собственниках имения. Помимо центрального дома имения, согласно инвентарям, составленным в 1915 году, за имением было закреплено еще 16 дач и вилл. Среди них дача Ново-Михайловская, к сожалению, сгоревшая к 1920 году. Несмотря на все трудности и перипетии первой трети ХХ столетия, смены пяти (!) государств на виленской земле, заботами Варвары Алексеевны Пушкиной дела имения были переданы в руки друга семьи Пушкиных — Владимира Леонидовича Назимова (1876–1941)1 . В 1935 году он приезжает перенимать дела усадьбы и остается здесь навсегда2 . На практике именно он является основателем и первым руководителем музея.