Музей трудовой славы и воинской доблести Севмашпредприятия ведет свою историю с 1971 года. 22 октября он впервые открыл двери для посетителей. Заводское подразделение было создано по приказу директора верфи Евгения Егорова. В годы активного развития атомного подводного кораблестроения необходимо было показать всем и — что не менее важно — сохранить для будущих поколений факты о том, как начиналось создание будущего крупнейшего судостроительного предприятия страны, рассказать о судьбах людей, которые на территории, где располагались строения разоренного Николо-Корельского монастыря, смогли возвести прекрасный город и завод, известный теперь во всем мире.
Эти сведения сегодня можно найти в зале истории Музея трудовой славы и воинской доблести Севмаша. Материалы о начале строительства и становлении предприятия, поэтапные фотографии создания и реконструкций завода. На стендах — рождение города, быт и труд первостроителей. Здесь же представлен уникальный макет Николо-Корельского монастыря, который в 1936 году приютил в своих стенах прибывших на пароходе «Иван Каляев» строителей.
Со святыней связана история не только города и завода, но и международная торговая деятельность середины XVI века. В 1553 году английские мореплаватели прибыли в Никольскую бухту, названную ими «Портом святого Николая». Экспедиция Ричарда Ченслера, пытавшаяся проложить северо-восточный путь в Китай, положила начало развитию межгосударственных дипломатических и внешнеэкономических отношений России и Великобритании.
АО «ПО «CЕВМАШ» — крупнейший судостроительный комплекс России. Входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». Расположен в г. Северодвинске Архангельской области. Официальная дата начала производственной деятельности — 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля линкора «Советская Белоруссия». АО «ПО «Севмаш» — единственное предприятие в России, которое обеспечивает полный цикл строительства и испытаний атомных подводных лодок. За свою историю АО «ПО «Cевмаш» построил и передал в состав ВМФ России 40 дизельных подводных лодок, 45 надводных кораблей и 138 атомных подводных лодок четырех поколений.