Как и любая другая технология, включающая в себя целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление позиций компании относительно рынка и конкурентной среды, технология хайпа неотделима от общей маркетинговой стратегии, которой руководствуется компания.
На сегодняшний день существует ряд маркетинговых концепций, обусловливающих выбор стратегии продвижения продукта, а именно — концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих инструментов, концепция холистического маркетинга, концепция управления брендами, концепция социально-этического маркетинга, концепция маркетинга корпоративных отношений и т.д. [8]. Применительно к социокультурной среде наиболее распространенными из приведенного выше списка в силу своей ориентации на потребителя являются концепции социально-этического маркетинга (область применения: музеи и музейные комплексы), маркетинга отношений (область применения: театры и публичные библиотеки) и холистического маркетинга, представляющего собой квинтэссенцию ключевых маркетинговых стратегий, технологий, методов и компетенций (область применения: выставочные и развлекательные центры, кинотеатры и концертные залы).
Однако, даже несмотря на значительное количество концептуальных подходов к организации маркетинговой деятельности, обилие стратегий и технологий, в их основе лежит стандартная модель.
Как видно из схемы 1, маркетинг любого бизнеса, относящегося в равной мере к деятельности как культурных институций, так и промышленных предприятий, строится по одним и тем же законам, содержащим в себе набор базовых маркетинговых компонентов. Специфика же маркетинга как области применения этих законов выявляется при помощи анализа направления развития проекта или деятельности компании, которая, в свою очередь, позиционируется относительно интересов целевой аудитории — потенциальных потребителей конечных товаров и услуг. В случае с компаниями, функционирующими в сфере культурной индустрии, такой спецификой, или, иначе, вектором направления деятельности компании, могут стать просветительская деятельность, формирование положительного образа мысли, а также развлечение или досуг.