По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Хайп как маркетинговая стратегия и актуальная технология продвижения социокультурных проектов. Учебно-методические материалы к курсу «Маркетинг»

Кожаринова Анна Ростиславовна доцент кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат философских наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: anna_adv@inbox.ru
Онучина Галина Игоревна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Philosophy@mosgu.ru

Авторы рассматривают феномен хайпа в том качестве, которое он приобрел в российском медиаполе в период с 2017-го по 2019 год, являясь новой для данной социокультурной среды специфической технологией продвижения товаров и услуг, производимых сегментами рынка культурной индустрии. В статье анализируются общие закономерности и особенности функционирования этой технологии, которую исследователи рассматривают в связи с маркетинговыми стратегиями, а цикл хайпа — как цикл общественного интереса к внедряемой технологии.

Литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/d3508 78ee36f956a74c2c86830d066eafce20149/ (дата обращения: 29.04.2019).

2. Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. — М.: Наука, 1985.

3. В Санкт-Петербурге прошел рэп-баттл. И вот кто победил (спойлеры!!!) [Электронный ресурс] // Meduza. — URL: https://meduza.io/shapito/2017/08/07/v-sanktpeterburge-proshel-rep-battl-oksimirona-s-gnoynym-i-vot-kto-pobedil-spoylery (дата обращения: 29.04.2019).

4. Гваттари Ф., Делез Ж. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. — М.: Астрель, 2010. — URL: https://royallib.com/book/delez_gil/kapitalizm_i_shizofreniya_ kniga_2_tisyacha_plato.html.

5. Гексорал® против Снежного короля [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=NvEIsA29GbM (дата обращения: 13.03.2019).

6. Городницкий П. Новый король. Почему Гнойный разгромил Оксимирона [Электронный ресурс] // Life. — 2017. — URL: https://life.ru/t/versus/1033342/novyi_ korol_pochiemu_ghnoinyi_razghromil_oksimirona (дата обращения: 15.04.2019).

7. Диноблоги [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube. com/playlist?list=PLfLv63xy3-43s_Z6wS0IMoGsI3ZUe_3no (дата обращения: 01.04.2019).

8. Концепции управления маркетингом [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг#Концепции_управления_маркетингом (дата обращения: 02.04.2019).

9. Концерт солидарности ябудупетьсвоюмузыку [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=JjrhTC5bPTw (дата обращения: 29.04.2019).

10. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995. — С. 236.

11. Ничего не знали: головной офис Reebok отреагировал на скандал [Электронный ресурс] // Газета.RU. — URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/ style/2019/02/a_12177433.shtml?updated (дата обращения: 16.03.2019).

12. Новый отопительный сезон [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https:// www.youtube.com/watch?v=w17J3g2dBgs (дата обращения: 09.04.2019).

13. Пара слов о баттле [Электронный ресурс] // Instagram. — URL: https:// www.instagram.com/p/BXxN0tNDc_m/?taken-by=norimyxxxo (дата обращения: 19.02.2019).

14. Пародия на Цвет настроения синий — Филипп Киркоров [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=oeU_dU3mV4Q (дата обращения: 10.01.2019).

15. Российская энергетическая неделя. — URL: https://rusenergyweek.com.

16. Скандальная феминистская реклама Reebok подняла выручку ритейлеров [Электронный ресурс] // Hi-Tech. — URL: https://hi-tech.mail.ru/news/ skandalnaya-reklama-Reebok-podnyala-vyruchku-ritejlerov/?fbclid=IwAR3ogLCaS54mRVAD8NmvBdj2cl8V_asWzPtkT7-DsnQqxC8m3iJQWPw6po (дата обращения: 07.05.2019).

17. Степан Савельев: как увлечь динозаврами весь Рунет [Электронный ресурс] // BBC Russian. — URL: https://www.bbc.com/russian/society/2016/04/160421_ tr_savelyev_dinosaurs_fame (дата обращения: 21.05.2019).

18. Тихонов С. Баттл-революция молодежного сознания [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт». — 2018. — № 6 (1062). — URL: http://expert.ru/expert/2018/06/ battl-revolyutsiya-molodezhnogo-soznaniya (дата обращения: 29.04.2019).

19. Филипп Киркоров — Цвет настроения синий (ПАРОДИЯ) [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=QvGukoPKhV4 (дата обращения: 17.04.2019).

20. Цвет настроения Хогвартс / Пародия на Цвет настроения черный (feat. Павло Зибров) [Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/ watch?v=kqjd4gOXtlw (дата обращения: 29.04.2019).

21. Taleb N. The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable [Electronic resource] // The New York Times. — 2007. — URL: https://www.nytimes.com/2007/04/22/ books/chapters/0422-1st-tale.html (accessed: 29.04.2019).

Как и любая другая технология, включающая в себя целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление позиций компании относительно рынка и конкурентной среды, технология хайпа неотделима от общей маркетинговой стратегии, которой руководствуется компания.

На сегодняшний день существует ряд маркетинговых концепций, обусловливающих выбор стратегии продвижения продукта, а именно — концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих инструментов, концепция холистического маркетинга, концепция управления брендами, концепция социально-этического маркетинга, концепция маркетинга корпоративных отношений и т.д. [8]. Применительно к социокультурной среде наиболее распространенными из приведенного выше списка в силу своей ориентации на потребителя являются концепции социально-этического маркетинга (область применения: музеи и музейные комплексы), маркетинга отношений (область применения: театры и публичные библиотеки) и холистического маркетинга, представляющего собой квинтэссенцию ключевых маркетинговых стратегий, технологий, методов и компетенций (область применения: выставочные и развлекательные центры, кинотеатры и концертные залы).

Однако, даже несмотря на значительное количество концептуальных подходов к организации маркетинговой деятельности, обилие стратегий и технологий, в их основе лежит стандартная модель.

Как видно из схемы 1, маркетинг любого бизнеса, относящегося в равной мере к деятельности как культурных институций, так и промышленных предприятий, строится по одним и тем же законам, содержащим в себе набор базовых маркетинговых компонентов. Специфика же маркетинга как области применения этих законов выявляется при помощи анализа направления развития проекта или деятельности компании, которая, в свою очередь, позиционируется относительно интересов целевой аудитории — потенциальных потребителей конечных товаров и услуг. В случае с компаниями, функционирующими в сфере культурной индустрии, такой спецификой, или, иначе, вектором направления деятельности компании, могут стать просветительская деятельность, формирование положительного образа мысли, а также развлечение или досуг.

Для Цитирования:
Кожаринова Анна Ростиславовна, Онучина Галина Игоревна, Хайп как маркетинговая стратегия и актуальная технология продвижения социокультурных проектов. Учебно-методические материалы к курсу «Маркетинг». Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: