По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.8–008.6:613.863

Характеристика синдрома профессионального выгорания у лиц, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Представлены результаты исследования психологических особенностей эмоционального выгорания у 55 учителей-олигофренопедагогов. Установлено, что у этой категории обследуемых по сравнению с педагогами массовых образовательных учреждений отмечается более частое и раннее формирование синдрома эмоционального выгорания с преобладанием фаз напряжения и истощения, приводящих к выраженным психологическим нарушениям.

Литература:

1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2009. – 278 с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–103.

3. Водопьянова Н.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

4. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 86–92.

5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, – 2001. – 192 с.

6. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 68–74.

7. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 45–55.

8. Рыжов А.Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуз – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2009. – 214 с.

9. Сипко Г.В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2003. – 24 с.

10. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – С. 75–76.

11. Филина С.П. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. – № 36. – С. 18–19.

12. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57–63.

13. Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 37–43.

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. – 2001. – № 52. – Р. 397–422.

15. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. – 1999. – № 60. – Р. 5.

Последние годы в профпатологии активно развивается проблема синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек-человек» [2–4, 14, 15].

Интерес к этой проблеме связан с тем, что в ответ на воздействие хронического производственного стресса возникает истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника, следствием чего является не только нарушение психического здоровья, но и развитие разнообразной соматической патологии [8, 9].

Многочисленные публикации посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5–7]. Однако недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики.

Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у олигофренопедагогов, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной нам литературе нами не обнаружено.

Необходимо учитывать специфику работы олигофренопедагогов: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенную степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].

Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволило создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.

Задачей нашего исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у олигофренопедагогов с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.

Обследовано 55 женщин в возрасте от 21 до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование в области дефектологии и специальность «учитель-олигофренопедагог».

Для Цитирования:
В. Г. Суворов, Т. О. Белова, К. О. Суворова, Характеристика синдрома профессионального выгорания у лиц, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: