По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.98:579.852.11(470.311)

Характеристика эпизоотической ситуации по сибирской язве в городе Москве

Л. Сабирзянова ассистент, e-mail: l-sabirzyanova@list.ru, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины», 196084, Россия, Санкт-Петербург, ул. Черниговская, д. 5

Работа проведена в отделе особо опасных инфекций, осуществляющем ветеринарно-санитарный надзор по предупреждению возникновения и распространения особо опасных для человека и животных инфекций (Москва). Исследования на сибирскую язву включают микроскопию мазков из исходного материала, высевы на питательные среды, постановку основных и дополнительных тестов идентификации, использование метода флуоресцирующих антител (МФА) для обнаружения антигенов и антител к ним, постановку ПЦР, биопробы и реакции преципитации. Проведенные в 2017–2018 гг. исследования патологического материала, мяса, кожсырья, санитарных смывов позволяют заключить, что лабораторного подтверждения, т. е. выделения культуры B. аntrhacis из исследуемых проб не было. Следовательно, эпизоотическая и эпидемическая обстановка по сибирской язве территории Москвы в 2017–2018 гг. оставалась благополучной.

Литература:

1. Эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных в мире с 9 по 15 ноября 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fsvps. ru/fsvps/news/32789.html.

2. О результатах проведенных исследований на сибирскую язву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. kemmvl.ru/home/poleznaya-informatsiya/ stati/infektsionnye-zabolevaniya/1593-orezultatakh-provedennykh-issledovanij-nasibirskuyu-yazvu.

3. Информационное письмо Комитета здравоохранения «О профилактике заболеваний сибирской язвой людей и животных в Москве». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/377318/.

4. Бакулов И. А. Современные проблемы сибирской язвы и листериоза-зооантропонозных болезней бактериальной этиологии / И. А. Бакулов, В. М. Котляров // Ветеринар, и мед. аспекты зооантропонозов. – Покров, 2003. – Ч. 1. – С. 22–26.

5. СП 3.1.089-96, ВП 13.3.1320-96 Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва. – М., 1996.

6. Ерошенко Г. А. Молекулярные аспекты изучения возбудителей особо опасных бактериальных инфекций (обзор) / Г. А. Ерошенко, В. В. Кутырев // Проблемы особо опасных инфекций. – Саратов, 2003. – Вып. 86. – С. 54–68.

7. Hughes J. M. Anthrax bioterrorism: lesson learned and future directions / J. M. Hughes, J. L. Gerberding // Emerg. Infect. Dis. 2001. – Vol. 8. – № 10. – P. 1013–1014.

8. Черкасский Б. Л. и др. Использование ГИС-технологий для изучения закономерностей пространственно-временного распределения стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2005. – № 6. – С. 19–23.

9. Абгарян А. Г. и др. Совершенствование метода индикации возбудителя сибирской язвы // Микробиология. – 2003. – № 6. – С. 47–51.

10. Диагностика сибирской язвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// helpiks.org/8–37012.html.

11. Методические указания «Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы» МУК 4.2.2413-08.

12. Наставления по исследованию кожевенного и мехового сырья реакцией преципитации, утвержденные главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 25 мая 1971 г.

Ветеринарная и санитарно-эпидемиологическая службы Российской Федерации оценивают эпизоотологическую и эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в стране и на сопредельных территориях как недостаточно благополучную. Необходимо отметить относительную неравномерность территориального распределения случаев сибирской язвы в регионах России и в пограничных с Российской Федерацией странах [1].

Сейчас в России сибирская язва регистрируется в виде спорадических случаев или небольших вспышек. Последняя крупная вспышка сибирской язвы произошла в 2016 г. на Ямале. 97 жителей тундры, употреблявших в пищу необработанное мясо, были госпитализированы, диагноз подтвердился у 24 человек, а также установлен случай гибели людей от этой болезни. За время вспышки инфекции погибло почти две с половиной тысячи оленей. А в 2018 г. в Барун-Хемчикском районе Республики Тыва после забоя крупного рогатого скота на чабанской стоянке были зарегистрированы два случая с подозрением на заболевание сибирской язвой у мужчин. Лабораторный анализ туши забитого в Тыве теленка подтвердил наличие сибирской язвы в патологическом материале [2].

В Москве последний случай заражения людей сибирской язвой зарегистрирован в 1985 г. на Микояновском мясокомбинате при контакте с мясопродуктом [3].

Сибирская язва – особо опасная инфекционная болезнь животных и человека, характеризующаяся лихорадкой, поражением лимфатического аппарата, интоксикацией. Протекает в виде кожной, редко кишечной, легочной и септической формы.

Возбудитель болезни – Bacillus anthracis, аэроб, в зависимости от стадии развития культуры, а также условий окружающей среды возбудитель сибирской язвы может существовать в трех формах – в виде бескапсульных вегетативных палочек (бацилл), инкапсулированных палочек и спор.

Источник возбудителя инфекции – больное животное. Экскреты заболевших животных (кал, моча, кровянистые истечения из естественных отверстий) содержат бациллы, которые на воздухе превращаются в споры. Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции. Сибирская язва входит в список особо опасных болезней животных Международного эпизоотического бюро [4].

Для Цитирования:
Л. Сабирзянова, Характеристика эпизоотической ситуации по сибирской язве в городе Москве. Ветеринария сельскохозяйственных животных. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: