Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) из-за тяжести своих последствий по-прежнему являются серьезной социальной, экономической и медицинской проблемой. Высокий уровень аварийности требует комплексного подхода к целевому решению взаимосвязанных организационных, юридических, технических, экономических, медицинских и других задач. Большинство отечественных авторов констатируют, что дорожно-транспортные происшествия — автомобильная эпидемия, в большей или меньшей степени коснувшаяся всех стран, одна из важнейших современных проблем медицины [1–6]. ДТП сопровождаются получением повреждений, подчас несовместимых с жизнью. Большое значение имеет своевременность и качество оказания скорой медицинской помощи, для чего привлекается служба медицины катастроф. В то же время формирование алгоритмов и стандартов оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях невозможно без изучения характеристик и анализа травм пострадавших [6].
В связи с вышесказанным целью данного исследования явился анализ региональных особенностей уровня и структуры дорожно-транспортного травматизма в Астраханской области, что должно способствовать оптимизации медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП.
Основными информационными источниками явились годовые отчеты Территориального центра медицины катастроф Астраханской области, а также карты всех вызовов специализированных бригад ТЦМК, заполненные врачами при выездах в 2016–2017 гг. Всего обработано 8497 карт, из них 4971 карта, заполненная врачами во время выездов на ДТП. Материалы обработаны с использованием стандартных программных средств статистического анализа, реализованных в среде Microsoft Access, Microsoft Excel. В качестве основных инструментов обработки данных использованы расчеты простой арифметической средней и ошибки средней величины, дисперсия выборки. Рассчитывались интенсивные показатели (уровень травматизма), экстенсивные (структура травм по характеру и локализации). Данные обрабатывались в целом по группе пострадавших, а также с учетом пола. В группах, дифференцированных по полу, выделялись следующие возрастные периоды: дети от 0 до 14 лет, юный рабочий возраст — от 15 до 24, зрелый рабочий возраст — от 25 до 44, поздний зрелый рабочий возраст — от 45 до 59, послерабочий возраст — 60 лет и старше.