Сегодня важным элементом политики импортозамещения государства является сфера государственных закупок. Государство, являясь крупнейшим потребителем, устанавливает договорные отношения с участниками рынка различных форм собственности1 . Исходя из данных таблицы суммы государственных контрактов сохраняют стабильно высокое значение, даже в кризисный период 2014–2015 годов.
По этой причине необходимо подчеркнуть важность эффективности осуществления закупочной деятельности государства. Ключевым элементом, способствующим повышению качества функционирования системы государственных закупок, является государственный финансовый контроль. В целях усовершенствования последнего в 2016 году произошло внедрение механизма казначейского сопровождения государственных контрактов. Переход к кардинально новому способу осуществления контроля за правомерным использованием бюджетных средств в рамках реализации государственных контрактов обусловлен рядом проблем.
Одной из основных предпосылок введения казначейского сопровождения являлась система перечисления авансовых платежей, функционирующая с рядом нарушений. При осуществлении крупных государственных закупок перечисление авансовых платежей является необходимостью, вместе с тем оно несет в себе риски, связанные с тем, что не все организации, получившие авансовые платежи, могут стать добросовестными поставщиками товаров или выполнить работы в полном объеме.
Первым шагом на пути к решению данной проблемы стало введение в 2013 году банковских гарантий как одной из мер обеспечения исполнения государственных контрактов. При предоставлении банковской гарантии предполагается, что банк, выдавший данную гарантию, возместит государственному заказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Однако если до введения банковских гарантий существовал риск вовлечения в контрактную систему недобросовестных поставщиков или даже фирм-однодневок, то введение данного механизма породило новые риски — риски предоставления фальшивых банковских гарантий, которые могут быть оформлены в банках, лишь формально соответствующих требованиям Министерства финансов Российской Федерации.