Согласно [1], кайдзен (яп. 改善 — кайдзэн, ромадзи — Kaizen; встречается неверный с точки зрения правил транскрипции вариант «кайзен») — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Кайдзен в бизнесе — это постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.
Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны и с тех пор распространилась по всему миру. Начиная с 1986 года, когда была издана книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan»s Competitive Success» («Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»), термин «кайдзен» стал широко известен и был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента. В 1993 году он вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов работы.
В японском языке слово «кайдзен» означает «улучшение». Исходя из этой стратегии в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение [1].
Современное определение кайдзен:
• everyday improvement (постоянные ежедневные улучшения);
• everybody improvement (улучшения всех и каждого);
• everywhere improvement (повсеместно);
• from small incremental improvement to dramatic strategic improvement (от небольших последовательных усовершенствований до существенных стратегических улучшений).
Внедрение кайдзен — это долгосрочный проект. Работа по совершенствованию должна проводиться постоянно и ежедневно. Чтобы опережать конкурентов, необходимо постоянно двигаться вперед. Не получится сразу в ближайший квартал сильно увеличить прибыль. Но за более долгий период улучшений производительность труда вырастет на 50–100 % и более. И если на протяжении десятка лет каждый день делать что-то, что повышает эффективность работы, компания всегда будет обгонять конкурентов и ей гарантированы позиции лидера. Лучший пример — Toyota (более 70 лет компания действует именно таким образом).