По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кайдзен — метод непрерывного совершенствования процессов

Андрей Журавлев исполнительный директор ООО «РСМ», эксперт журнала «Управление качеством»

Данная статья продолжает цикл статей по методам бережливого производства, используемым на предприятиях в мире. Здесь мы рассмотрим метод кайдзен.

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A% D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B7%D0%B5% D0%BD.

2. https://www.kpms.ru/General_info/Kaizen. htm.

3. http://www.vigorconsult.ru/resources/ kaydzen-sistema-nepreryivnyih-uluchsheniy/.

4. http://leantoc.blogspot.com/2012/11/ blog-post_21.html.

5. http://www.mgubs.ru/.

6. Масааки Имаи. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. — https://royallib. com/read/imai_masaaki/kaydzen_klyuch_k_ uspehu_yaponskih_kompaniy.html#0.

Согласно [1], кайдзен (яп. 改善 — кайдзэн, ромадзи — Kaizen; встречается неверный с точки зрения правил транскрипции вариант «кайзен») — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнеспроцессов и управления, а также всех аспектов жизни.

Кайдзен в бизнесе — это постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.

Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны и с тех пор распространилась по всему миру. Начиная с 1986 года, когда была издана книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success» («Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»), термин «кайдзен» стал широко известен и был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента. В 1993 году он вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов работы.

В японском языке слово «кайдзен» означает «улучшение». Исходя из этой стратегии в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение [1].

Современное определение кайдзен:

• everyday improvement (постоянные ежедневные улучшения);

• everybody improvement (улучшения всех и каждого);

• everywhere improvement (повсеместно);

• from small incremental improvement to dramatic strategic improvement (от небольших последовательных усовершенствований до существенных стратегических улучшений).

Внедрение кайдзен — это долгосрочный проект. Работа по совершенствованию должна проводиться постоянно и ежедневно. Чтобы опережать конкурентов, необходимо постоянно двигаться вперед. Не получится сразу в ближайший квартал сильно увеличить прибыль. Но за более долгий период улучшений производительность труда вырастет на 50– 100% и более. И если на протяжении десятка лет каждый день делать что-то, что повышает эффективность работы, компания всегда будет обгонять конкурентов и ей гарантированы позиции лидера. Лучший пример — Toyota (более 70 лет компания действует именно таким образом).

Для Цитирования:
Андрей Журавлев, Кайдзен — метод непрерывного совершенствования процессов. Управление качеством. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: