Статья поступила 13.02.2016 г.
Одной из ключевых категорий наук гуманитарного профиля является гуманизм. Это понятие одновременно считается и этической категорией. Несмотря на распространённость идеи гуманизма в так называемом цивилизованном мире, мы созерцаем ряд тяжелейших войн, в которых массово гибнет мирное население. В Новой и Новейшей истории организаторами этих войн обычно являются страны, считающиеся репрезентантами гуманистического мировоззрения. В последние два десятилетия при участии США и ряда европейских государств организован по сути Холокост, направленный на тотальное уничтожение христиан. Массовое уничтожение христиан имело место в 1990-х гг. на территории бывшей Югославии, а в начале XXI в. аналогичные явления наблюдаются на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира. Такое положение дел заставляет подвергнуть категорию гуманизма критическому анализу, на основе которого научному сообществу, вероятно, придётся в ряде случаев пересмотреть смысл и содержание понятия «гуманизм».
Идея гуманизма в человеческой истории имеет глубокие корни, связанные с развитием государственного бытия человека. Чем более глубокий экскурс совершается в историческое прошлое, тем меньше отыщется элементов гуманистического мировоззрения. Действительно, в Древнем мире, в условиях проживания народов не в городах, а в кочевых шатрах малопонятным выглядел бы предмет обсуждения, касающийся недопущения смертной казни, 25 как и неразумным была бы, например, постановка вопроса о содержании преступника под стражей. Маргарет Мид в работе «Культура и мир детства» вспоминает случай, когда на островах Океании местные власти, подчинённые европейскому законодательству, арестовали и посадили в тюрьму охотника за головами. Дикарь был счастлив от того, что его заключили в тюрьму, то есть в надёжный дом, в котором ему комфортно, куда, главное, приносят еду, ранее добывавшуюся им с риском для жизни. Единственная проблема, которой был озабочен заключённый, состояла в раздумьях: кто сейчас с его жёнами? По этому примеру становится очевидным то, что не в каждом обществе тюремное наказание имеет смысл. Впрочем, во все времена стоял вопрос не только о способах наказания преступившего закон, но и о необходимости физического уничтожения преступника. В Новейшее время, когда идея гуманизма нашла в мире широкое распространение, в период деструкции институтов государственной власти применение смертной казни становилось чрезвычайно распространённым явлением. Это было связано либо с инфернальным правлением проамериканских режимов (например, режим Стресснера в Парагвае или Сомосы в Никарагуа), либо с объективной необходимостью (Че Гевара в работе «Партизанская война» пишет о бессмысленности ряда уставных наказаний в условиях партизанской войны). Вследствие этого гуманистическое мировоззрение может развиваться только в мирное время и в правовом русле, определяемом государственной политикой. Вне государственной власти гуманизм сводится к частному произволу и локализируется конкретной обстановкой или событием. Если правитель прощает провинившегося человека по собственной инициативе, то в данном случае речь идёт не о действии гуманистических норм морали, а о частном решении, которое в таком же порядке может быть изменено. В случае поиска общиной мягких путей нейтрализации в отношении социально опасных людей проявляется общинный уклад, но не действие государственного закона.