По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

Категория гуманизма в философско-антропологическом измерении

Панищев Алексей Леонидович Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права». Россия, 308023, Белгород, ул. Садовая, 116а, E-mail: common@bukep.ru

Данная статья посвящена понятию гуманизма в гуманитарных науках. В работе отмечается, что категория гуманизма призвана отражать ценность жизни не только как биологического, но и как духовного явления.

Литература:

1. Аттали Ж. Краткая история будущего / Ж. Аттали. — СПб.: Питер — С. 288.

2. Вайнштейн Г.И. Популизм в современной Европе: новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 12. — С. 24–33.

3. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер — СПб.: Уни- Вебер А. верситетская книга, 1998. — 565 с.

4. Протестантские секты / Избранные произведения. — М.: Прогресс, Вебер М. 1990. — С. 273–306.

5. Галушкин А.А. К вопросу о понятиях «гражданство» и «подданство» в их философско-правовом восприятии / А. А. Галушкин // Государство и право. — 2013.- № 11. — С. 73–76.

6. Достоевский Ф.М. Бесы / Ф. М. Достоевский // Собрание сочинений. В 12 т. Т. 8. — М.: Правда, 1982. — 461 с.

7. История России с древнейших времён до XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова. — М.: АСТ, 1996. — 576 с.

8. Кавелин К.Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. — М.: Правда, 1989. — 654 с.

9. Кравченко С.А. К обоснованию гуманистической теории сложного общества / С. А. Кравченко // Вестник МГИМО. — 2013. — № 1 (28). — С. 180–184.

10. Мамардашвили М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. М., 1997.

11. Культура и мир детства / М. Мид. — М.: Наука, 1988. — 429 с. Мид М.

12. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Сущность и задачи богословия. Попытка определения в диспуте современности / Й. Ратцингер (Бенедикт XVI). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 144 с.

13. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарное знание. — 2002. — № 2. — С. 140–157.

14. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства / В. С. Петров. — Л.: «Наука», 1971. — 164 с.

15. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. / Фукуяма Ф. Ф. Фукуяма. — М.: АСТ, 2006. — 220 с.

16. Че Гевара Линч де ла Серна. Партизанская война. — Режим доступа: http:// militera.lib.ru/science/guevara/index.html

Статья поступила 13.02.2016 г.

Одной из ключевых категорий наук гуманитарного профиля является гуманизм. Это понятие одновременно считается и этической категорией. Несмотря на распространённость идеи гуманизма в так называемом цивилизованном мире, мы созерцаем ряд тяжелейших войн, в которых массово гибнет мирное население. В Новой и Новейшей истории организаторами этих войн обычно являются страны, считающиеся репрезентантами гуманистического мировоззрения. В последние два десятилетия при участии США и ряда европейских государств организован по сути Холокост, направленный на тотальное уничтожение христиан. Массовое уничтожение христиан имело место в 1990-х гг. на территории бывшей Югославии, а в начале XXI в. аналогичные явления наблюдаются на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира. Такое положение дел заставляет подвергнуть категорию гуманизма критическому анализу, на основе которого научному сообществу, вероятно, придётся в ряде случаев пересмотреть смысл и содержание понятия «гуманизм».

Идея гуманизма в человеческой истории имеет глубокие корни, связанные с развитием государственного бытия человека. Чем более глубокий экскурс совершается в историческое прошлое, тем меньше отыщется элементов гуманистического мировоззрения. Действительно, в Древнем мире, в условиях проживания народов не в городах, а в кочевых шатрах малопонятным выглядел бы предмет обсуждения, касающийся недопущения смертной казни, 25 как и неразумным была бы, например, постановка вопроса о содержании преступника под стражей. Маргарет Мид в работе «Культура и мир детства» вспоминает случай, когда на островах Океании местные власти, подчинённые европейскому законодательству, арестовали и посадили в тюрьму охотника за головами. Дикарь был счастлив от того, что его заключили в тюрьму, то есть в надёжный дом, в котором ему комфортно, куда, главное, приносят еду, ранее добывавшуюся им с риском для жизни. Единственная проблема, которой был озабочен заключённый, состояла в раздумьях: кто сейчас с его жёнами? По этому примеру становится очевидным то, что не в каждом обществе тюремное наказание имеет смысл. Впрочем, во все времена стоял вопрос не только о способах наказания преступившего закон, но и о необходимости физического уничтожения преступника. В Новейшее время, когда идея гуманизма нашла в мире широкое распространение, в период деструкции институтов государственной власти применение смертной казни становилось чрезвычайно распространённым явлением. Это было связано либо с инфернальным правлением проамериканских режимов (например, режим Стресснера в Парагвае или Сомосы в Никарагуа), либо с объективной необходимостью (Че Гевара в работе «Партизанская война» пишет о бессмысленности ряда уставных наказаний в условиях партизанской войны). Вследствие этого гуманистическое мировоззрение может развиваться только в мирное время и в правовом русле, определяемом государственной политикой. Вне государственной власти гуманизм сводится к частному произволу и локализируется конкретной обстановкой или событием. Если правитель прощает провинившегося человека по собственной инициативе, то в данном случае речь идёт не о действии гуманистических норм морали, а о частном решении, которое в таком же порядке может быть изменено. В случае поиска общиной мягких путей нейтрализации в отношении социально опасных людей проявляется общинный уклад, но не действие государственного закона.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Категория гуманизма в философско-антропологическом измерении. Вопросы культурологии. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: