Современная рыночная система диктует условия, при которых предприятиям необходимо выявлять дополнительные резервы для улучшения своей хозяйственной деятельности. Выявленные резервы при грамотном управлении помогут увеличить прибыльность, улучшить положение предприятия на рынке, определить уровень эффективности работы.
Определить резервы и возможности предприятия позволяет анализ экономического потенциала предприятия, выступающего как обобщенная характеристика деятельности предприятия на рынке.
Экономический потенциал является основой для эффективной деятельности предприятия и конкурентоспособности предприятия на рынке.
Каждая организация стремится к росту своих возможностей. Для того, чтобы осуществить данный рост, необходимо учитывать особенности формирования экономического потенциала на предприятии и все его резервы для достижения поставленной цели.
Потенциал в переводе с латинского означает способность, силу, мощь. Потенциал также трактуют как возможность, внутренне присущую силу. Потенциал в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой‑либо задачи.
Как категория экономический потенциал начал рассматриваться в 1970‑е годы [1]. Ранее наиболее частым предметом исследования ученых был производственный потенциал и ресурсный. Возникла потребность в определении категории, характеризующей общее состояние экономической системы. Необходимость выделения категории «экономический потенциал» обуславливалась интересом в создании системы оценки хозяйственной деятельности предприятий и отраслей производства.
Категорию экономического потенциала рассматривают на микро-, мезо- и макроуровнях. На микроуровне экономический потенциал рассматривается как потенциал отдельного предприятия, на мезоуровне — как потенциал отраслей производства, на макроуровне — потенциал стран, экономических объединений.