«Эсхатология» (от греч. εσχατος — «крайний, последний, самый отдаленный») — учение о грядущих глобальных изменениях мира: о «конце света», о Страшном суде и наступлении божественного порядка на земле, о конечной судьбе мира и человека [16]. Эсхатология как понятие, содержание которого связано с идеями о прекращении существования мира и всего человечества, ввел в 1831 г. немецкий философ Ф. Шлейермахер в работе «Христианская вера». Актуальность эсхатологии в человеческой жизни и причину неискоренимости и ее проблем в человеческом сознании С. Булгаков объясняет таким образом: «Дитя двух миров, человек может забыть о своем происхождении и утратить живое чувство связи с иным миром, лишиться переживания запредельного наряду с переживанием имманентного, но он не может не знать о предстоящем ему уходе из этого мира» [7, c. 374]. В. Нечипуренко разделяет эсхатологию на историческую, к которой относятся религии «Запада», а также космологическую, в которую входят религии «Востока» с их моделью мира как бесконечно существующего [13]. Но общее, что объединяет эти два различных мировоззрения, — это представления о грядущей катастрофе и о преображении мира посредством устранения зла.
Мифология отображает катастрофы как первоначальный элемент начала мира. Поскольку мифологическое мышление оперирует образностью, человек имел необходимость объяснять для себя процессы, происходящие в природе, весьма четко. Воспринимая стихийные события и испытывая страх перед неизвестностью, человек воплощал страх в культурной памяти — мифах. В культуре любого народа можно найти мифологическое объяснение и описание катастрофизма. Основная идея катастрофы представляет разрушение мира, основ бытия с последующим обновлением и переходом на качественно новый уровень. Это борьба сил Космоса и Хаоса, добра и зла.
Можно отметить, как менялся идейный смысл катастрофы. В истоках мифологического мышления прослеживается сюжет глобальной катастрофы, причиной этому служат игры или война богов. Впоследствии, когда род человеческий находился во взаимосвязи с богами, катастрофы воспринимаются как наказания за грехи человека.