В силу целого ряда обстоятельств возникновение преступных организаций (ПО) в Бразилии было едва ли не предопределено. Слабость государства, высочайший уровень коррупции, огромная социальная поляризация, криминализация населения, особенно в депрессивных регионах по типу фавел и баррио, разрастание пенитенциарной системы, увеличение которой значительно опережало ее качество, огромное транзитное значение Бразилии как территории, через которую осуществляется наркотрафик — все это способствовало возникновению гигантских банд, чье влияние распространилось не только на все 26 штатов и один федеральный округ страны, но и далеко за ее пределами. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям и принципам организации эти ПО сумели создать высокоустойчивые адаптивные структуры, будучи зачастую деиерархизированными в организационном плане, более напоминая террористические сетевые организации, нежели мафиозную структуру1. Сама социальная среда способствует образованию ПО [4] и поддерживает условия для их распространения через увеличение подконтрольных им районов, которые по своим масштабам сопоставимы с территориями, контролируемыми властями, а также для роста числа членов этих криминальных структур.
В то же время сам феномен подобных ПО (включая транснациональные — ТПО) является чрезвычайно примечательным, поскольку позволяет отслеживать, как именно происходит деконструкция государств под их воздействием, особенно тех из них, где исторически слабы институты власти. В результате, подобные ПО нередко перестают быть только криминальными организациями, чья деятельность выходит далеко за пределы простого извлечения прибыли через незаконную деятельность [2]. Цель настоящей работы состоят в оценке того, насколько бразильские ПО оказались в состоянии заменить собой государство не только в плане демонополизации права последнего на насилие, но и в социальном отношении. Вместе с этим поставлена цель оценить, как изменится в будущем влияние этих организаций — в бóльшую или меньшую сторону. Исследование касается также и через определение положения бразильских ПО на трилатеральном континууме («криминал–терроризм–государство», или КТГ-континуум), предложенный нами в работе «Гибридизация международного терроризма и транснациональной преступности на современном этапе» [6]. Полагаем, данная диаграмма представляет собой мощный исследовательский инструмент, с помощью которого можно отобразить эволюцию сращивания криминальных и террористических структур, а также их интеграцию с государством и даже его замещение. Для проверки этого предположения необходимо на примере разных кейсов проследить то, как происходил процесс гибридизации криминальных и/или террористических структур с государственными институтами, и Бразилия в данном контексте представляется одним из наиболее удачных объектов для подобного исследования.