Актуальность данного исследования обусловлена тем, что исследование карьерных предпочтений молодежи, их ценностных установок и мотивации является перспективным направлением научно-исследовательской деятельности, имеющим тесную связь с прикладной деятельностью: выстраиванием стратегии управления персоналом с учетом выявленных особенностей молодых специалистов, совершенствованием механизмов оценки, отбора, адаптации и развития кадров. Предметом исследования являются жизненные ценности молодежи в целом или же их карьерные предпочтения и установки относительно трудовой деятельности в коммерческом секторе. Изучение отношения молодежи к государственной гражданской службе встречается гораздо реже и не отражает всей сложности и специфики данного вида профессиональной деятельности, что, в свою очередь, сужает возможности для разработки эффективных технологий привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу.
Под молодежью в Российской Федерации подразумевается социально-демографическая группа, включающая граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет [1]. Несмотря на схожесть социального положения и возрастных особенностей, а также специфических интересов и ценностей, необходимо учитывать неоднородность молодежи при определении ценностных характеристик, поскольку настоящий момент характеризуется присутствием в данной возрастной группе двух социологических категорий, выделенных Н. Хоувом и В. Штраусом: поколения Y (рожденные с 1983 до 2000 г.) и Z (рожденные с 2001 г.) [2], характеризующихся разным набором ключевых характеристик.
В данном исследовании анализируются карьерные предпочтения молодых людей, рожденных с 1998 по 2004 г., что на момент его проведения соответствует возрасту студентов бакалавриата и магистратуры, а также молодых людей, окончивших вуз менее года назад, поскольку именно молодежь данной категории наиболее полно соответствует определению молодых специалистов или станет ими в ближайшие три года.
Стоит отметить, что идея изучения взаимосвязи ценностных установок и карьерных предпочтений человека не нова, ее положения отражены в работах представителей западной школы менеджмента, работавших в XX веке, в частности Теории мотивации X и мотивации Y Дугласа МакГрегора, Теории трех потребностей Дэвида Макклеланда, Двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга.