По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 781.61 DOI:10.33920/nik-01-2409-03

«Камаринская» М. Глинки и Концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций*

Миняков Иван Дмитриевич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова», Россия, 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литера «А», E-mail: ivanminyakov@mail.ru, ORCID: 0009-0004-9624-716X
Бильченко Евгения Витальевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: bilcenkoevgenia279@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9662-0594

Одним из важнейших качеств русской культуры является ее сложное, от эпохи к эпохе изменяющееся отношение к традиционности как основе бытия. Сказанное вполне имеет отношение и к академической музыке, в которой следы преемственности маркируют не только то или иное стилевое направление, но и мировоззрение конкретного автора. Посредством структурного анализа различных сочинений возможно установить зоны влияния, свойственные значительным явлениям искусства по отношению к последующим опусам, принадлежащим перу последователей. В настоящей статье рассмотрены стилевые параллели между «Камаринской» М.И. Глинки и Концертом для гуслей звончатых и русского народного оркестра В.Д. Бибергана. Несмотря на имеющиеся очевидные отличия, последовательно приводятся доводы, позволяющие утверждать наличие композиционных связей между названными сочинениями. Были установлены основные сферы соприкосновения между симфоническим скерцо и гусельным концертом. К ним относятся опора на фольклорные интонации, вариантность как ведущий принцип развития материала, строфичность как важная структурная черта, фактурные решения, направленные на динамизацию формы, тембровая драматургия, основанная на дифференциации звучаний. Применительно к принципам развития рассматривается роль повторов, модуляций и мотивной техники.

Литература:

1. Биберган В.Д. Концерт для гуслей звончатых с оркестром русских народных инструментов: партитура и партия. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2009. — 76 + 12 с.

2. Биберган В.Д. К вопросу о классификации ударных // Вопросы оркестровки: сборник трудов. Вып. 47 / Отв. ред. Г.П. Дмитриев. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. — 152 с.

3. Биберган В.Д. «Русские потешки»: история замысла / В.Д. Биберган, Н.В. Медведева, Л.В. Марченко / Вадим Биберган. Воспоминания. Статьи / Ред.-сост. Н.В. Медведева; ред. Л.В. Марченко. — СПб.: СПбГИК, 2021. — 384 с.

4. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. — 640 с.

5. Круглик В.Л. Народно-инструментальные основы музыкального стиля В.Д. Бибергана // Вестник СПбГИК, научный журнал. — 2017. — № 2 (31). — 192 с.

6. Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка: монография в 2 кн. Кн. 1. — М.: Музыка, 1987. — 381 с., ил., нот. — (Классики мировой музыкальной культуры).

7. Народное музыкальное творчество: учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. — СПб.: Композитор, 2005. — 568 с.

8. Способин И.В. Музыкальная форма: учебник. — 7-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 400 с.

9. Цуккерман В.А. «Камаринская» и классические традиции русской музыки // Советская музыка. — 1954. — № 6. — С. 31–49.

1. Bibergan V.D. Kontsert dlya gusley zvonchatykh s orkestrom russkikh narodnykh instrumentov: partitura i partiya. — Sankt-Peterburg: Kompozitor Sankt-Peterburg, 2009. — 76 + 12 s.

2. Bibergan V.D. K voprosu o klassifikatsii udarnykh // Voprosy orkestrovki: Sbornik trudov. Vyp. 47 / otv. red. G.P. Dmitriyev. — Moskva: GMPI im. Gnesinykh, 1980. — 152 s.

3. Bibergan V.D. «Russkiye poteshki»: istoriya zamysla / V.D. Bibergan, N.V. Medvedeva, L.V. Marchenko // Vadim Bibergan. Vospominaniya. Statii / red.-sost. N.V. Medvedeva; red. L.V. Marchenko. — Sankt-Peterburg: SPbGIK, 2021. — 384 s.

4. Imkhanitskiy M.I. Istoriya ispolnitel’stva na russkikh narodnykh instrumentakh: ucheb. posobiye dlya muz. vuzov i uch-shch. — Izd. 2, pererabotannoye i dopolnennoye. — Moskva: RAM im. Gnesinykh, 2018. — 640 s.

5. Kruglik V.L. Narodno-instrumental’nyye osnovy muzykal’nogo stilya V.D. Bibergana // Vestnik SPbGIK, nauchnyy zhurnal. — 2017. — № 2 (31). — 192 s.

6. Levasheva O.E. Mikhail Ivanovich Glinka: monografiya v 2 kn. Kn. 1. — M.: Muzyka, 1987. — 381 s. — (Klassiki mirovoy muzykal’noy kul’tury).

7. Narodnoye muzykal’noye tvorchestvo: uchebnik / otv. red. O.A. Pashina. — Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005. — 568 s.

8. Sposobin I.V. Muzykal’naya forma: Uchebnik. — 7-e izd. — M.: Muzyka, 1984. 400 s.

9. Tsukkerman V.A. «Kamarinskaya» i klassicheskiye traditsii russkoy muzyki // Sovetskaya muzyka. — 1954. — № 6. — S. 31–49.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 01.08.2024.

Традиция — ключевое понятие в любой культуре. Ее сущности посвящено колоссальное количество философских, культурологических, исторических и прочих трудов, выявляющих фундаментальность этого явления для человеческого общества. Нет необходимости доказывать в рамках небольшой статьи важность исследования функционирования традиций в различных социумах — последствия принятия или неприятия традиционного нарратива зачатую очевидны и тотальны в своих проявлениях. Уместнее, с нашей точки зрения, попытаться проследить «живой след» влияния того или иного произведения искусства на другие культурные явления, не связанные с ним напрямую. Подобный, компаративистский по своей сути, подход и определил цели и задачи настоящей статьи: продемонстрировать и обосновать на конкретном музыкальном материале влиятельность одного сочинения, чье содержание и формальные особенности отразились на свойствах другого, абсолютно самостоятельного авторского опуса. В данном случае в качестве «родственников по культурной крови» будут рассмотрены «Камаринская» Михаила Ивановича Глинки и Концерт для гуслей звончатых с русским народным оркестром Вадима Давидовича Бибергана.

«Камаринская» М.И. Глинки — явление для русской симфонической музыки уникальное. В пользу этого утверждения говорит многое: слова восхищения от других великих композиторов (в частности, знаменитое изречение П.И. Чайковского о «желуде и дубе»); прижизненный и до сих пор не увядающий теплый прием у слушателей; поразительная содержательная и формальная смелость, многократно исследованная в посвященных «Камаринской» музыковедческих трудах. Но, как это часто бывает, уникальность не приходит одна — она привлекает к себе тех, кто видит в сочинении не только шедевр, прекрасный сам по себе, но и потенциал для развития своих творческих идей. «Скерцо на русские темы» «отца-основателя» русской академической музыки эта участь не обошла. «”Камаринская” вызвала (как это обычно бывает для больших произведений искусства) не много прямых подражаний. Но зато ее влияния огромны по диапазону времени, жанров, масштабов, течений: от “Казачка” и “Бабы-Яги” Даргомыжского до “Русской фантазии” Глазунова и далее, в советском музыкальном творчестве. Влияния “Камаринской” заметны у композиторов, столь различных по направлению, как Мусоргский и Направник (вспомним его “Русскую пляску”); они сказываются и в вокальной и инструментальной музыке, и в камерных и симфонических произведениях» [9, с. 39].

Для Цитирования:
Миняков Иван Дмитриевич, Бильченко Евгения Витальевна, «Камаринская» М. Глинки и Концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций*. Вопросы культурологии. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: