По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Какое вино посоветуете?», или Компетенции консультанта винотеки

С должностью консультанта на первой взгляд всё понятно — круг его основных обязанностей описывается названием должности: консультировать посетителей и покупателей. На деле же специалист, который нацелен лишь на то, чтобы делиться собственными знаниями с покупателями, если он не победитель World Wide Sommelier, может забыть о карьере консультанта. Должностные инструкции данной специальности подразумевают широкий круг обязанностей.

Существует ряд профессий в сфере продаж алкогольной продукции, которые лишь на первый взгляд просты и понятны по своей сути. Их название описывает ключевую зону ответственности: мерчандайзер отвечает за выкладку товара в зале, занимается разработкой дизайна витрины и оформлением ее к праздникам и специальным акциям, байер обязан обеспечить своевременный заказ у производителя или дистрибьютора, кассир обязан произвести материально-денежные операции и т. д. Однако если в вашем магазине всё именно так и обстоит, а на просьбу помочь с разгрузкой товара консультант отвечает вам «это не мои обязанности, я не грузчик», вам необходимо либо закрывать свое торговое предприятие, либо гнать в шею таких специалистов. А вот вторым делом следует заиметь список должностных инструкций.

Если мы говорим о ФУНКЦИОНАЛЕ КОНСУЛЬТАНТА независимо от специфики продаваемого товара, его поле деятельности отнюдь не ограничивается работой с покупателями, их консультированием и сопровождением покупки.

Традиционно, если мы говорим о функционале консультанта, независимо от специфики продаваемого товара его поле деятельности отнюдь не ограничивается работой с покупателями, их консультированием и сопровождением покупки. Сколько бы красивых легенд ни складывал о вине ваш консультант, далеко отпускать его в сферу высоких материй не стоит, продавец-консультант относится все-таки к категории технических исполнителей. Именно поэтому он следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале, пополняет товар в разных категориях, если в этом есть необходимость. Продавец-консультант обязан помогать товароведу или директору магазина принимать товар. Далее его же обязанность подготовить товар к продаже: распаковать, привести в товарный вид и выставить в зале. Следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т. д.) и, конечно, сроком реализации товара. Проследите, чтобы вашим директором по персоналу подобные обязанности были четко прописаны в трудовом договоре. Конечно, вино и дорогие алкогольные напитки — не йогурты, колбаса или носки с чулками, винный консультант — птица иного полета, но, как мы уже отметили, это не избавляет его от обязанностей, связанных с товарооборотом, поддержанием нормальной работы магазина.

Вино и дорогие алкогольные напитки — не йогурты, колбаса или носки с чулками, ВИННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ — птица иного полета, но это не избавляет его от обязанностей, связанных с товарооборотом, поддержанием нормальной работы магазина.

Ответственность продавцов-консультантов возрастает во время проведения различных рекламных и маркетинговых акций. Именно от этой категории специалистов в винном бутике зависит, насколько они окажутся успешными. Именно поэтому очень часто в список должностных обязанностей вносится отдельный пункт, в котором оговаривается, что продавец-консультант принимает участие в стимулировании продаж определенных товарных категорий. Даже если покупатель зашел в магазин за своим любимым каберне-совиньон и прямо об этом говорит консультанту, то последний, безусловно, не должен отговаривать его и предлагать акционный товар. Однако сообщить о проводимых акциях или специальных предложениях обязан.

На первый взгляд кажется, что нет фронта работы в винном бутике, где продавецконсультант не был бы «обязан». Но самого сотрудника, если он нацелен на то, чтобы стать профессионалом высокого уровня, это не должно ни пугать, ни останавливать. Особенно если рассматривать должность продавцаконсультанта как стартовую позицию в карьере. По статистике, на должность администратора магазина, а затем и управляющего магазином чаще всего назначают тех, кто начинал с самых трудоемких позиций в магазине. Ценят такого сотрудника не только за высокую работоспособность и практические знания, но и за способность находить решение проблем вне сферы своей компетенции.

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Специальности продавца-консультанта нигде специально не обучают. Осваивают навыки профессии, что называется, на практике. Именно поэтому продавцом-консультантом можно стать без высшего и даже среднего специального образования. В последнем случае, если кандидат не имеет опыта работы, то ему резонно предлагают пройти первоначальную стажировку, которая может быть достаточно продолжительной по времени (2–3 месяца). Период стажировки в данном случае становится «школой жизни» консультанта, поскольку за это время он должен всесторонне изучить особенности работы с товаром в данном магазине, получить навыки взаимодействия с разными типами покупателей и так далее.

Но и уже состоявшийся продавец-консультант постоянно участвует в специальных мероприятиях и тренингах, проводимых руководством, компаниями-партнерами или другими третьими лицами. Более того, если специалист, помимо обучения, предоставляемого компанией, стремится получить навыки самостоятельно стать высокооплачиваемым профессионалом, у него шансов гораздо больше. Это не педагогическое напутствие. Дело в том, что в сфере элитного алкоголя спрос в России на подобных специалистов стабильно высокий.

Язык статьи:
Действия с выбранными: