По существующей статистике, из-за низкого качества оперативно-производственного планирования (ОП) не выполняются в срок до 50 % заказов, которые приносят коммерческие отделы предприятий. То есть для потребителей продукции российских заводов размещение заказов на них превращается в рулетку: с высокой степенью вероятности придется на длительный срок выводить из оборота средства на предоплату и долго ждать поставки. При этом средняя загрузка оборудования предприятий недотягивает до 60 %.
Оперативное планирование — «сердце» производственных процессов. Без «большого» плана предприятие в силах прожить какое-то время, без финансового плана тоже. А без оперативного планирования не может обойтись ни дня: каждый рабочий, приходя утром в цех, должен иметь план на смену. Чем более качественным будет ОП, тем эффективнее заработает весь завод.
В период реформ предприятий в 1990–2000-е гг. многие собственники заводов привлекали менеджеров из финансовой сферы. В результате планирование стало почти исключительно финансовым. Актуальным является вопрос восстановления значимости производственных планов.
Практически на каждом заводе мы видим, как хорошо отстроены бюджетирование и финансовый контроль, менеджеры умеют считать себестоимость, рентабельность и т.п. Финансовый план — это закон, финансовая служба — сила. Через множество управленческих процессов проходит «красная линия» годового бюджета, финансовых КПЭ — ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Производственный план и плановый отдел часто не имеют подобающего им статуса.
В этом кроется причина противостояния коммерческих подразделений и производства. Формально у них общий финансовый показатель эффективности — максимальная выручка, минимальная себестоимость, максимальная прибыль. Но локальные КПЭ, определяющие пути достижения этих целей, — разные. Коммерческие подразделения работают с теми потребителями, которые имеются на рынке. Часто это мелкосерийные заказы, небольшие партии с частой отгрузкой и разной прибыльностью. Производство старается выполнять заказы крупными сериями, чтобы не перестраивать оборудование, а мелкие серии всеми правдами и неправдами оставляют на потом. Плановики же зачастую остаются лишь свидетелями перетягивания каната.