Серебряков Д.В., исполнительный директор СРО НП «Союз Энергоэффективность»:
– В конце 2013 г. правительство России признало, что выполнить поставленную ранее задачу по снижению энергоемкости ВВП на 40 % до конца 2020 г. вряд ли удастся. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности, по данным Министерства энергетики, выполняется с отставанием в 2–2,5 раза.
Обязательные обследования не были проведены ни качественно, ни количественно. Механизм энергосервиса пока массово так и не заработал. В ноябре 2013 г. Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на Совете по модернизации российской экономики заявил, что денег в бюджете на энергосбережение нет, и деньги необходимо искать внебюджетные, привлеченные инвестиции.
Хомченко Д.Ю., эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ:
– Потенциал энергосбережения, существующий во многих отраслях экономики нашей страны, к сожалению, не раскрыт до текущего момента, и не происходит существенных сдвигов в данной области, несмотря на все предпринимаемые усилия. Что же мешает реализации тех задач, которые поставлены на федеральном уровне, что не срабатывает в тех решениях, которые приняты в недавнее время?
Туликов А.В., представитель Российского энергетического агентства:
– В 2013 г. были значительные изменения в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон должен был отразиться на рынке энергетических обследований. К сожалению, с момента его разработки и до момента принятия концепция законопроекта достаточно сильно была изменена. Не все идеи, которые изначально предполагалось в этом законе отразить, удалось в конечном итоге в нем обнаружить. Прежде всего это касается ужесточения требований к саморегулируемым организациям, к членам СРО при проведении обследований. К самим энергоаудиторам планировалось ввести дополнительную административную ответственность, квалификационные требования к энергоаудиторам.