Вначале ноября в Калининграде состоялось подведение итогов конкурса на объемнопланировочную архитектурную концепцию экспозиционного корпуса «Мировой океан». Работа над его созданием началась довольно нетрадиционно. Сначала был написан сценарий, который и до сих пор находится в процессе доработки. Затем создавались архитектурно-художественные проекты экспозиции еще несуществующего объекта, и только потом приступили к архитектурному проектированию самого здания. Такой вариант просто идеален для музея. Ведь экспозиции не вживляются в уже существующие стены, а заранее проектируются как органичное, взаимодополняющее целое!
Музейное строительство достигло огромных масштабов по всему миру. Только в Германии за последние 15 лет построено свыше четырехсот новых современных музейных зданий. При этом в музейной архитектуре уже четко определились свои тенденции. Становится очевидным, что внешний облик самого сооружения привлекает посетителя не меньше, чем то, что хранится внутри. Здание иногда оказывается главным мотивом, побуждающим человека прийти в музей. Музейное здание превратилось в самодостаточное произведение искусства. Более того, оно зачастую становится таким же объектом показа, как и хранящиеся в его стенах коллекции.
Проектирование музея – большая удача для архитектора, говорящая о признании его таланта обществом и позволяющая увековечить имя автора. Яркое внешнее решение может привлечь туристические потоки, но в то же время значительно усложнить реализацию музейной деятельности, например, экспозиционной. Поэтому идеальный проект музейного здания должен быть как оригинальным и инновационным внешне, так и функциональным изнутри. Вот почему архитекторы, как правило, особенно щепе тильны при рассмотрении технических заданий создаваемых объектов культуры.
– Значение грамотно составленного технического задания трудно переоценить, – говорит Виктор Стрюк, заместитель генерального директора Музея Мирового океана по научной работе, кандидат географических наук, заслуженный работник культуры России. – Ведь правильно поставленный вопрос – половина ответа, а детально проработанный план – 90 процентов успеха. Поэтому мы подходили к составлению технического задания очень тщательно. С одной стороны надо было поставить четкие задачи, а с другой – дать архитекторам поле для творчества.