Начиная с 1979 г. Всемирный экономический форум публикует статистику по различным направлениям деятельности в 140 странах мира и по различным категориям. За последние 10 лет Россия поднялась в категории международной конкурентоспособности с 63-го на 43‑е место среди 140 стран к 2019 г.1 В прошлом году Россия была на 72-м месте по «желанию делиться полномочиями», на 96-м месте по «росту инновационных компаний», на 32-м месте по «инновационным возможностям» и на 75-м месте по «сотрудничеству во взаимоотношениях между сотрудниками и работодателями»2 . Между тем, за последние 10 лет производительность труда была сродни поездке на американских горках.
Производительность труда в России увеличилась на 2,3 % в 2018 г. после роста на 1,9 % в 2017 г. Данные по производительности труда в России отражены в приводимом графике (рис. 1). Согласно официальным источникам последний раз данные обновлялись в феврале 2020 г.3 Продолжится ли рост или будет новый спад?
Улучшение положения в сфере международной конкурентоспособности и повышение производительности труда, как представляется, дались высокой ценой. Научно-исследовательский институт рынка здравоохранения Кантера провел исследование в 2019 г. среди более чем 18 тыс. работников в девяти европейских странах в рамках проекта «Здоровье будущего», в ходе которого рассматривалось состояние здоровья сотрудников различных компаний в Европе. Как оказалось, «синдром выгорания» чаще всего отмечается у россиян (72 %), у сербов (66 %) и поляков (62 %), в то время как у респондентов из Испании, Италии и Германии показатель хронической усталости на работе составляет 49 %, во Франции — 44 %4 . Как можно снизить уровень недовольства и в то же время обеспечить поддержание достигнутых результатов по общей конкурентоспособности в России?
Мы не сможем решить наши проблемы, если сохраним ту же ментальность, которая существовала, когда эти проблемы возникли.