Учёные провели эксперимент с участием 325 студентов-второкурсников из трёх российских вузов, обучающихся по направлениям «машиностроение» и «строительство». Студентов случайным образом разделили на три группы: одна училась полностью в офлайне, вторая перешла на смешанный формат — посещали семинары очно, а лекции слушали в онлайне, третья весь курс освоила дистанционно. По завершении курсов все студенты сдали итоговые экзамены.
В ходе исследования использовалась национальная платформа «Открытое образование». Это некоммерческий проект, созданный в 2015 г. на базе восьми ведущих вузов России при государственной поддержке. Платформа даёт возможность всем желающим проходить полноформатные университетские курсы в режиме онлайн. Эксперимент проводился в 2017–2018 учебном году. Результаты почти одинаковые.
Учёные сравнили результаты обучения групп по трём параметрам: уровень освоения дисциплины в ходе прохождения курса, оценки за письменный экзамен, а также удовлетворённость обучением. Выяснилось, что уровень освоения дисциплины не различается во всех трёх группах. Более того, средний балл за промежуточные задания онлайн-студентов был немного выше.
Но удовлетворённость учёбой у онлайн-группы, наоборот, несколько ниже по сравнению с остальными. Офлайн и смешанная группы по уровню удовлетворённости показали одинаковые результаты, как и по уровню освоения дисциплин. Но в целом все обнаруженные различия между результатами групп не существенны, отмечают учёные. Это демонстрирует то, что онлайн-формат может быть альтернативой традиционному.
«Качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия», — считает руководитель исследования, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли и ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков.
Переход на онлайн-форматы обучения может стать также ключом к решению ожидаемой проблемы дефицита преподавательских кадров в области STEM (Science, Technology, Engineering and Maths, т.е. естественные и формальные науки, а также их прикладные ответвления). Более 40 % преподавателей инженерных специальностей в российских вузах сегодня старше 60 лет, отмечают исследователи. Дефицит можно восполнить, если хотя бы лекционную часть заменить онлайнкурсами.