Музеи России были вынуждены остановить прием посетителей уже в первые дни пандемии, еще до объявления всероссийских внеплановых апрельских каникул. Музейные учреждения закрыли двери и отправили сотрудников на удаленную работу. Тогда, в марте, никто не знал, что двери музеев будут закрыты на протяжении четырех месяцев. Неопределенность, резкое прекращение поступлений денежных средств от продажи билетов — это был серьезный вызов. Главная задача музея — просвещение, работа с обществом через выставки и экспозиции, а потому во время карантина нужно было экстренно искать новые инструменты для выполнения своих функций.
Настоящим решением стал перенос ключевых запланированных событий и основных выставок в виртуальное пространство. Музеи смогли мобилизоваться в кратчайшие сроки, и, хотя переход в онлайн не помог компенсировать финансовые потери, интернет-проекты позволили музеям сохранить свою востребованность. Дополнительным стимулом стало соответствующее распоряжение Министерства культуры.
Музеи и раньше уделяли внимание онлайн-проектам, однако этот формат долгое время оставался дополнительным. Музеи предоставляли своим посетителям и пользователям социальных сетей широкий доступ к различным оцифрованным коллекциям, представленным в музее, открывали целые виртуальные музеи, проводили виртуальные выставки, размещали в Интернете запись проведенных мероприятий. Практически у каждого крупного музея на официальных порталах действовали онлайн-магазины, где можно было приобрести билеты, сувенирную продукцию, заказать экскурсию. Но нужно понимать: до пандемии уровень развития этих интернет-проектов был очень разным и зачастую находился на начальном этапе.
Когда перед музеями возникла необходимость искать новые способы работы с аудиторией, пришлось в кратчайшие сроки создавать совершенно иные методики и подходы, и имеющиеся в распоряжении интернет-ресурсы стали фундаментом для реализации новых проектов. Большинство музеев, чтобы не отказываться от своих планов, приняли решение перевести запланированные образовательные программы, лекции и мероприятия в онлайн-режим. Площадкой для проведения обучения и средством коммуникации с публикой стали социальные сети, собственные сайты, сайты партнеров, часть проектов была реализована на специализированных платформах. Сделать это удалось в рекордно короткие сроки, и для посетителей доступ к онлайн-проектам крупнейших музеев стал абсолютно бесплатным.