По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как выживали музеи во время пандемии 2020 года: переход в онлайн, флешмобы и онлайн-выставки

В 2020 году практически во всех музеях мира, от самых известных до небольших региональных, остановилась жизнь. Виной тому — пандемия коронавируса, накрывшая планету и заставившая изменить концепцию работы в рекордно короткие сроки. Музеи остались без посетителей, фактически без средств к существованию и без обратной связи. Нужно было быстро принимать решение: как жить дальше? Выходом из положения стал переход в онлайн-формат.

Литература:

1. Вынужденный уход в онлайн открыл для музеев новые возможности. — 21.06.2020. — URL: https://www.mk.ru/culture/2020/06/21/ vynuzhdennyy-ukhod-v-onlayn-otkryl-dlyamuzeev-novye-vozmozhnosti.html (дата обращения: 16.02.2021).

2. Васильева Ж. Городские музеи страны обсудили, как им жить дальше // Российская газета. — Федеральный выпуск № 78 (8132). — 09.04.2020. — URL: https:// rg.ru/2020/04/09/v-rossijskih-muzeiah-obsudilisposoby-vyzhit-v-usloviiah-pandemii.html (дата обращения: 16.02.2021).

3. Шолохов А. Как музеи России пережили пандемию коронавируса. — 11.07.2020. — URL: https://riafan.ru/1292652-aleksandr-sholokhovkak-muzei-rossii-perezhili-pandemiyukoronavirusa (дата обращения: 16.02.2021).

Музеи России были вынуждены остановить прием посетителей уже в первые дни пандемии, еще до объявления всероссийских внеплановых апрельских каникул. Музейные учреждения закрыли двери и отправили сотрудников на удаленную работу. Тогда, в марте, никто не знал, что двери музеев будут закрыты на протяжении четырех месяцев. Неопределенность, резкое прекращение поступлений денежных средств от продажи билетов — это был серьезный вызов. Главная задача музея — просвещение, работа с обществом через выставки и экспозиции, а потому во время карантина нужно было экстренно искать новые инструменты для выполнения своих функций.

Настоящим решением стал перенос ключевых запланированных событий и основных выставок в виртуальное пространство. Музеи смогли мобилизоваться в кратчайшие сроки, и, хотя переход в онлайн не помог компенсировать финансовые потери, интернет-проекты позволили музеям сохранить свою востребованность. Дополнительным стимулом стало соответствующее распоряжение Министерства культуры.

Музеи и раньше уделяли внимание онлайн-проектам, однако этот формат долгое время оставался дополнительным. Музеи предоставляли своим посетителям и пользователям социальных сетей широкий доступ к различным оцифрованным коллекциям, представленным в музее, открывали целые виртуальные музеи, проводили виртуальные выставки, размещали в Интернете запись проведенных мероприятий. Практически у каждого крупного музея на официальных порталах действовали онлайн-магазины, где можно было приобрести билеты, сувенирную продукцию, заказать экскурсию. Но нужно понимать: до пандемии уровень развития этих интернет-проектов был очень разным и зачастую находился на начальном этапе.

Когда перед музеями возникла необходимость искать новые способы работы с аудиторией, пришлось в кратчайшие сроки создавать совершенно иные методики и подходы, и имеющиеся в распоряжении интернет-ресурсы стали фундаментом для реализации новых проектов. Большинство музеев, чтобы не отказываться от своих планов, приняли решение перевести запланированные образовательные программы, лекции и мероприятия в онлайн-режим. Площадкой для проведения обучения и средством коммуникации с публикой стали социальные сети, собственные сайты, сайты партнеров, часть проектов была реализована на специализированных платформах. Сделать это удалось в рекордно короткие сроки, и для посетителей доступ к онлайн-проектам крупнейших музеев стал абсолютно бесплатным.

Для Цитирования:
Наталья Ведерникова, Как выживали музеи во время пандемии 2020 года: переход в онлайн, флешмобы и онлайн-выставки. Музей. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: