Пару лет назад нам довелось решать задачу повышения производительности косметического завода, расположенного в Подмосковье. Предприятие производит шампуни, гели для душа, косметические кремы и т.д. по заказам различных клиентов. Хотя завод работал успешно, генеральный директор понимал, что потенциал предприятия используется не полностью, бизнес мог бы расти. Спрос на выпускаемую продукцию был стабильно высок, емкость рынка позволяла предприятию развиваться. Имеющиеся клиенты чувствовали себя уверенно, их бизнес стабильно прирастал год к году. Если отделу продаж поставить задачу привлечения новых клиентов, то бизнес можно было бы расширить на 20– 25%. Главное, чтобы производство справилось с ростом заказов.
Производственные мощности имели некоторый запас, но его было недостаточно для того, чтобы увеличить производство продукции на четверть. Для того чтобы выйти на желаемые показатели, нужно было изыскать внутренние резервы, пересмотреть технологию работы и изменить привычный уклад работы людей.
Генеральный директор подошел к решению задачи комплексно и решил увеличить производительность завода за счет нескольких направлений:
1) оптимизировать производственный процесс;
2) запустить еще одну производственную линию;
3) повысить выработку на сотрудника;
4) ввести круглосуточный режим работы производства за счет дополнительных смен;
5) внедрить систему оплаты труда, стимулирующую рост производительности.
Начнем с направления «оптимизация производственного процесса».
Особенность производства заключалась в том, что часть операций на конвейерах выполнялась вручную и скорость выпуска продукции ограничивал человеческий фактор. Ручные операции явно могли быть оптимизированы, ведь при использовании ручного труда всегда можно найти скрытые резервы. В чем они заключались? За счет чего можно было бы работать быстрее? Ответить на этот вопрос могли бы в первую очередь сами работники. Например, одна из сотрудниц приобрела для себя «правильные» резиновые перчатки, и это позволило ей работать быстрее и качественнее.