Филипп, в чем Вы видите разницу между инженером, который работал, к примеру, 20 лет назад, сегодняшним инженером и инженером будущего? Или никакой разницы не существует?
Инженером был мой отец, и как инженер он должен был быть хорошо образован в рамках своей дисциплины. Выходить за ее пределы необходимости не было. Сегодняшний инженер должен быть мультидисциплинарен, обладать более широкой базой, большим объемом знаний. Сейчас большинство инженерных задач являются многомерными, и их решение требует знаний в более чем одной дисциплине. Более того, инженер будущего через 3–4 года, возможно, будет выполнять совершенно другую работу – ту, которой сегодня еще даже не существует. И ему нужно быть достаточно гибким, чтобы двигаться дальше.
Объясню на примере из своего опыта. У меня есть степень по физике (специализация – ядерная инженерия). Но всю свою карьеру я потратил на разработку очень широкого спектра технологий, их доведение до реальных продуктов и приложений, их коммерциализацию. Я работал с командой, разрабатывающей сверхпроводящие магниты для магнитнорезонансного изображения, – тогда сверхпроводимость была новой технологией, нашедшей свое применение в медицине. Моя карьера продолжала развиваться, и у меня оказалось достаточно гибкости, чтобы с успехом перемещаться в совершенно другие сферы: силовая электроника, стеклодувное дело, полупроводники.
Инженеры будущего должны быть готовы двигаться тем же путем – они должны стать пожизненными учениками, непрерывно совершенствовать себя, расширять свои знания, желать учиться и не бояться делать это. Если вы делаете свою работу, и вдруг возникает необходимость освоить что-то новое, вы должны действовать с уверенностью: изучить это новое и продолжать делать это всю жизнь. И это один из вызовов, с которым сталкивается инженер будущего, который отличается от того, что делал я, и что делал мой отец, потому что технологии меняются очень быстро, и мы легко можем отстать от них.