На протяжении уже более 10 лет нашей компания приходится постоянно сталкиваться с диаметрально противоположными мнениями клиентов о консалтинговых услугах: от целенаправленного выбора услуги и понимания своих потребностей до полного разочарования в консалтинговых услугах.
Российскому заказчику недостаточно узнать «что нужно сделать» — необходимо понять «как это сделать», и потом ему еще надо помочь это сделать.
Хочется подчеркнуть, что в статье идет речь о реальном рынке консалтинговых услуг, приводятся примеры из российской практики, рассматриваются успешно выполненные консалтинговые проекты. Коррупционные схемы, «карманные» компании и прочие схемы, осуществляемые при помощи консалтинговых услуг с целью наживы, не рассматриваются, так как они не имеют ничего общего с повышением эффективности бизнеса, хотя подобные сделки не могут не сказываться на отношении к рынку консалтинговых услуг в целом.
К сожалению, к консалтинговым услугам компании прибегают уже тогда, когда они сами прошли долгий и тернистый путь, который так и не привел к желаемому результату. Хотя, казалось бы, у них и есть грамотные человеческие ресурсы, и деньги, и время, и понимание проблем, и проштудированы горы тематической литературы — а результата нет. Только на этой стадии у руководителей компаний рождается мысль о необходимости пригласить консультантов.
Ситуация аналогична той, которая возникает при самолечении какого-либо заболевания. Вроде что-то побаливает. Спросили у знакомых, в аптеке, почитали в Интернете, потратили кучу денег на «проверенные» или «народные» средства, а всё равно не помогло. Придется идти к врачу.
Это один из видов потребности в консалтинговых услугах. Когда приходишь к таким заказчикам на стадии формирования технического задания для проекта, очень часто сталкиваешься с мнением «ну мы это уже сделали, и это у нас реализовано, а это вообще давно работает». Сначала складывается впечатление: раз всё уже реализовано и работает, то консультанты, скорее всего, не смогут помочь. Представители компании обычно возмущаются: «Как же работает? Если бы работало, то мы бы консультантов не пригласили».