Компетенции сотрудников — ключевой компонент качества медицинской помощи. В нашей клинике система качества в приоритете, мы успешно прошли аккредитацию и реаккредитацию по международным стандартам безопасности медицинской помощи JCI. Эти стандарты предъявляют к клиникам высокие требования, в том числе в сфере управления персоналом.
Решили выстроить в клинике систему рейтинга компетенций сотрудников. Врачи дают самооценку своей работы по ряду показателей, результаты обсуждаем и корректируем на общих собраниях. Для нас рейтинг стал эффективным управленческим инструментом. С ним руководитель может принимать решения с учетом уровней квалификации персонала.
Прежде чем вводить систему рейтинга, провели встречи с персоналом. Чтобы объяснить цель нововведений, применили аллегорию. Сравнили методику рейтингования профессионального уровня футбольных клубов с рейтингами врачей в клинике. Такой подход помогает наглядно продемонстрировать возможности, которые дает система рейтинга в медорганизации.
Мы показали персоналу примеры таблиц с рейтингом команд — участниц чемпионата России по футболу. Так, чемпион сезона 2017–2018 года — московский «Локомотив». Команда стала лучшей, поскольку при равном количестве игр одержала больше всех побед и набрала больше всего очков. Но в сезоне 2016–2017 года при таком же количестве игр «Локомотив» занял всего лишь 8 строчку турнирной таблицы. Оцифровка деятельности клуба позволяет определить ее текущее место в рейтинге среди других клубов чемпионата и проследить динамику ее профессионального роста за разное время. Клуб можно сравнить с командами-чемпионами других стран. Тогда мы увидим, что лучший в нашей стране клуб проигрывает многим европейским.
Сравнение с рейтингами футбольных клубов позволило лучше понять, как система рейтинга даст представление о профессиональном уровне врача. Во-первых, можно понять, какую позицию с точки зрения компетенций доктор занимает во внутреннем рейтинге своего отделения. Если эта строчка не самая высокая, нужно определить зоны профессионального роста.