По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.442 DOI:10.33920/nik-01-2106-06

Как воспринимает искусство потенциальная аудитория музеев: результаты сегментационного исследования эстетических предпочтений

Карцева Екатерина Александровна ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6, Е-mail: katyakartseva@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3517-5551
Шутова Александра Ивановна ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6, Е-mail: aleksandraivshutova@gmail.com

Увеличение, диверсификация и усложнение аудитории музеев в последние годы обусловливают необходимость разработки более глубоких и адресных подходов к ее изучению на базе междисциплинарных исследований. В статье дается анализ эстетических предпочтений потенциальной аудитории выставочных проектов по результатам социологической сегментации на базе количественного опроса, проведенного в январе 2020 г. на платформе Mail.ru в социальной сети «ВКонтакте» (охват аудитории 73,4 млн на 2020 г.) с выборкой 1905 человек. Наполнение анкеты и анализ данных проводились авторами с применением искусствоведческого подхода, а методология исследования и статистический анализ данных подготовлены на базе социологического и маркетингового подходов. Освоение культурными институциями инструментария социологии и маркетинга трактуется авторами оптимистично, как возможность противостояния негативным аспектам коммерциализации искусства для формирования сообщества активных сторонников учреждения культуры с целью повышения осведомленности об их предпочтениях, увеличения посещаемости и снижения издержек на продвижение выставочных проектов. Результатом исследования также стали рекомендации к маркетинговому и PR-продвижению выставок для более точного охвата аудитории и лучшего удовлетворения эстетических потребностей посетителей. Сопроводительная информация в виде лифлетов, аудиогидов, визуального ряда может быть исследована и предложена в том формате, который предпочитает наиболее крупный сегмент аудитории. Кураторы могут обращаться к результатам исследований и формировать экспозицию, учитывая их, но без потери профессионального качества. Анализ данных проводился с помощью методолога исследовательской компании «Форейтор» Ю.Р. Вольфсона.

Литература:

1. Воронкова Л.П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений: исторический аспект // Прикладная культурология. — М., 2009. — С. 24.

2. Карцева Е.А. Выставочное и галерейное дело: учеб. пособие / Е.А. Карцева. — М.: Директ-Медиа, 2019. — С. 13.

3. Концепция развития Третьяковской галереи // Веб-сайт Государственной Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ filedownload.php?id=23968 (дата обращения: 10.11.2020).

4. Костина Д. «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России / Отв. ред. А.Ю. Прудникова, науч. ред. Л.Е. Петрова. — М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый; Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. — 400 c.

5. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. Классика XXI, 2012. — 688 с.

6. Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре: культурный пессимизм и культурный оптимизм // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — С. 60–73.

7. Музей. Пространство внимания // Веб-сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.heatmap.arts-museum.ru/ (дата обращения: 15.06.2020).

8. Росстат назвал самые популярные виды досуга россиян в 2018 году // Ежедн. интернет-изд. kommersant.ru. — 2019. — 4 марта [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3932538 (дата обращения: 12.06.2020).

9. Руководство по исследованиям посетителей музея 2016 // Политехнический музей [Электронный ресурс]. — URL: https://polymus.ru/ru/library/download/PM-MGT.pdf/ (дата обращения: 15.06.2020).

10. Третьяковка узнала, что движет посетителями // The art newspaper Russia: интернет-изд. — 2018. — Сентябрь [Электронный ресурс]. — URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6020/ (дата обращения: 10.11.2020).

11. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М.: Классика XXI, 2015. — 430 с.

12. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste (Routledge Classics). — Routledge, 2010. — 640 p.

13. Bourdieu P. Love of Art: European Art Museums and their Public. — Polity; New edition, 1997. — 190 p.

14. Colbert François, St-James Yannik. Research in Arts Marketing: Evolution and Future Directions // Psychology & Marketing. — 31.10.1002. — mar. 20718.

15. Holt D.B. (1997). Distinction in America? Recovering Bourdieu’s theory of tastes from its critics // Poetics. — 2014. — № 25. — P. 93–120.

16. John H. Falk. The museum experience. — Routledge; 1st edition, 224 pages.

17. Journal of Machine Learning Research 9 (2008) 2579–2605 / Систем. требования: PDF. — URL: https://jmlr.org/papers/volume9/vandermaaten08a/vandermaaten08a.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

18. Larceneux Fabrice, Caro Florence, Krebs Anne (2016). The Reaction of Visitors to Contemporary Art in a Classical Art Institution: A Louvre Museum Case Study. International Journal of Arts Management. 18. P. 4–13.

19. Package ‘poLCA’ [Синтаксис использования пакета анализа данных] / Систем. требования: PDF. — URL: https://cran.r-project.org/web/packages/poLCA/poLCA.pdf. 2016 (дата обращения: 20.07.2020).

20. Price K. The new V&A website — the inside story // Victoria & Albert’s museum: website [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vam.ac.uk/blog/digital/the-new-va-website-the-inside-story (дата обращения: 15.01.2021).

21. Richard A. Peterson and the Culture of Consumption // Poetics. — № 28. — Р. 207–224. — 10.1016/S0304-422X(00)00022-X.

1. Voronkova L.P. Prikladnyye kul'turologicheskiye aspekty kul'turnykh ucheniy: istoricheskiy aspekt [Applied culturological aspects of cultural teachings: the historical aspect] // Prikladnaya kul'turologiya. — M., 2009. — S. 24. (In Russ.)

2. Kartseva Ye.A. Vystavochnoye i galereynoye delo : ucheb. posobiye [Exhibition and gallery business: textbook] / Ye.A. Kartseva. — Moskva: Direkt-Media, 2019. S. 13. (In Russ.)

3. Kontseptsiya razvitiya Tret'yakovskoy galerei veb-sayt Gosudarstvennoy tret'yakovskoy galerei [State Tretykov Gallery Development Concept]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/filedownload.php?id=23968 (data obrashcheniya: 10.11.2020). (In Russ.)

4. Kostina D. «Chto-To Novoye i Neobychnoye»: Auditoriya Sovremennogo Iskusstva v Krupnykh Gorodakh Rossii [“Something New and Unusual”: Auditorium of Contemporary Art in the Big Cities of Russia] / Otv. Red. A.Yu. Prudnikova, Nauch. Red. L.Ye. Petrova. — Moskva; Yekaterinburg: Kabinetnyy uchenyy; Yekaterinburg: Yekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva, 2018. — 400 c. (In Russ.)

5. Kotler F., Sheff D. Vse bilety prodany. Strategii marketinga ispolnitel'skikh iskusstv. [Standing Room Only: Strategies for Marketing the Performing Arts]. Klassika XXI, 2012. — 688 s. (In Russ.)

6. Kouen T. Pokhvala kommercheskoy kul'ture: kul'turnyy pessimizm i kul'turnyy optimizm [In praise of commercial culture]. Otechestvennyye zapiski. — 2005. — № 4. — S. 60–73. (In Russ.)

7. Muzey. Prostranstvo vnimaniya [Museum. Space of attention]. Gosudarstvennyy muzey izobrazitel'nykh iskusstv im. Pushkina official website. URL: http://www.heatmap.arts-museum.ru/ (data obrashcheniya: 15.06.2020). (In Russ.)

8. Rosstat nazval samyye populyarnyye vidy dosuga rossiyan v 2018 godu [Rosstat named the most popular types of leisure for Russians in 2018]. yezhedn.internet-izd.kommersant.ru, 2019. 04 marta. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3932538 (data obrashcheniye: 12.06.2020) (In Russ.)

9. Rukovodstvo po issledovaniyam posetiteley muzeya 2016 [Museum Visitors Research Guide 2016]. Politekhnicheskiy muzey. URL: https://polymus.ru/ru/library/download/PM-MGT. pdf/ (data obrashcheniya: 15.06.2020). (In Russ.)

10. Tret'yakovka uznala, chto dvizhet posetitelyami [The Tretyakov Gallery learned what drives visitors]. The art newspaper Russia: internet-izd. 2018. sentyabr'. URL: http://www. theartnewspaper.ru/posts/6020/ (data obrashcheniya: 10.11.2020). (In Russ.)

11. Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotoryye menyayut budushcheye [Creative Class: People Who Change the Future]. Moskva: Klassika XXI, 2015. — 430 s. (In Russ.)

12. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste (Routledge Classics): Routledge, 2010. 640 p.

13. Bourdieu P. Love of Art: European Art Museums and their Public: Polity; New edition, 1997. 190 p.

14. Colbert François, St-James Yannik (2014). Research in Arts Marketing: Evolution and Future Directions. Psychology & Marketing. 31. 10.1002/mar.20718.

15. Holt D.B. (1997). Distinction in America? Recovering Bourdieu’s theory of tastes from its critics. Poetics, 25, P. 93–120.

16. John H. Falk. The museum experience; Routledge; 1st edition, 224 pages.

17. Journal of Machine Learning Research 9 (2008) 2579–2605. URL: https://jmlr.org/ papers/volume9/vandermaaten08a/vandermaaten08a.pdf.

18. Larceneux Fabrice, Caro Florence, Krebs Anne (2016). The Reaction of Visitors to Contemporary Art in a Classical Art Institution: A Louvre Museum Case Study. International Journal of Arts Management. 18. P. 4–13.

19. Package ‘poLCA’. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/poLCA/poLCA.pdf. 2016.

20. Price K. The new V&A website — the inside story. URL: https://www.vam.ac.uk/blog/digital/the-new-va-website-the-inside-story.

21. Richard A. Peterson and the Culture of Consumption. Poetics. 28. 207–224. 10.1016/ S0304-422X(00)00022-X.

Статья поступила 29.02.2021

Современный мир характеризуется переоценкой ценностей и конвергенцией различных типов общественного развития, формируется интегративная модель, объединяющая черты посткапиталистической, потребительской, досуговой, креативной цивилизаций. Отечественная индустрия культуры и искусства сталкивается с серьезными вызовами, в результате которых вынуждена обретать новые функции. Изменение приоритетов государственной политики в области распределения доходов ставит социально-культурную сферу и, в частности, музеи в непростое положение. Субсидии, которые выделяются в России государственным музеям, не покрывают всех расходов и имеют тенденцию сокращаться. Министерство культуры оценивает эффективность деятельности музеев в основном посещаемостью. При этом, если ранее культурные институции имели особый статус, сегодня они волей-неволей конкурируют не столько с другими организациями культуры и искусства, сколько с досуговыми и развлекательными учреждениями, а также со всем цифровым пространством.

По данным Росстата, в 2018 г. самый популярный вид досуга у россиян — посещение ресторанов, кафе и баров (48,6%), за ним следует посещение кинотеатров (39,5%), концертов (24,8%), религиозных учреждений (23,6%), спортивных мероприятий (20,1%), театров (17,8%) и музеев (13,3%) [8]. В условиях все возрастающей конкуренции со стороны досугово-развлекательных заведений и цифровой культуры современный посетитель становится все более требовательным и искушенным, а учреждения культуры вынуждены более тщательно подходить к выстраиванию коммуникационной стратегии и исследованию аудитории. Эта сфера деятельности является предметом исследования прикладной культурологии, задачей которой, по определению Л.П. Воронковой, является решение комплекса вопросов, связанных с пониманием того, какие параметры социокультурных процессов нуждаются в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании [1, с. 24].

В начале 2000-х гг. Т. Коуэн предположил, что «капиталистическая рыночная экономика является совершенно недооцененной, жизненно важной средой, обеспечивающей возможность равноправного сосуществования различных творческих направлений» [6, с. 60–73]. Сегодня вопросы музейного менеджмента, маркетинга культуры являются подчас первостепенными задачами мировых музеев и выставочных пространств. При этом пессимистическая трактовка этих процессов уходит в прошлое. Как отмечают маркетологи Филип Котлер и Джоанн Шефф, на рынке искусства организации ставят своей целью представление продукта более широкой аудитории, а не адаптацию художественного продукта к требованиям публики [5]. Маркетинговые технологии и разнообразные социологические исследования необходимы не вопреки, а во имя просветительской функции учреждений культуры, чтобы прививать вкус и популяризировать культуру более широкой аудитории. Современные культурные институции должны не просто делать то, что хотелось бы аудитории, а вести ее за собой, создавая новые продукты, новые формы взаимодействия, способные задержать зрителя в пространстве культуры, предоставив ему комфортные условия и интригующие возможности для более глубокого погружения в мир искусства [2, с. 13].

Для Цитирования:
Карцева Екатерина Александровна, Шутова Александра Ивановна, Как воспринимает искусство потенциальная аудитория музеев: результаты сегментационного исследования эстетических предпочтений. Вопросы культурологии. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: