По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Как внедрять стандарты корпоративного управления на предприятии

Вербицкий В.К. первый заместитель директора, Российский институт директоров, председатель коллегии Национального реестра профессиональных корпоративных директоров

Автор анализирует опыт внедрения и использования стандартов корпоративного управления в российских компаниях, делает попытку сформулировать характерные особенности этих процессов, а также сравнивает российскую практику с подходом ведущих зарубежных компаний.*

Когда 2003 г. после десяти лет управленческой работы на фондовом рынке я пришел в Российский институт директоров и стал погружаться в новую для меня реальность, то почувствовал некий дискомфорт, словно чего-то мне не хватало. Не хватало, как я понял чуть позже, управленческой терминологии. Как в документах, так и среди моих новых коллег речь шла в основном о коммуникациях, а не о принятии решений. Для меня совет директоров — это орган управления, он принимает управленческие решения, а все остальное только обеспечивает эту главнейшую его функцию. Коллег же больше интересовал собственно процесс принятия решений (очно или заочно проводятся заседания, в каком составе, с предварительным обсуждением на комитетах или нет, по директивам или без них и т. п.). При изучении, например, полномочий комитета по аудиту, вытекающих из знаменитого закона Сарбейнза-Оксли, меня все время не покидало ощущение, что это полномочия самостоятельного органа управления, в то время как комитет — это совещательный орган совета директоров. Для меня, например, до сих пор составляет определенную сложность выстраивание коммуникации как председателя комитета по аудиту совета директоров с менеджментом. Ведь вроде по статусу я их «начальник», но давать им указания не могу. Этим я с тех пор и занимаюсь, в том смысле, что развиваю управленческую составляющую систем корпоративного управления. И как уже было сказано выше, очень важна данная составляющая в работе со средними частными закрытыми компаниями, только начинающими свой долгий и непростой пусть к внедрению рекомендаций CGBP (corporate government best practices — лучшие практики в области корпоративного управления — прим. ред.) в свою реальную управленческую практику. Но должен сказать, что истина, как правило, находится где-то посередине, что подтверждает авторитетное и, что немаловажно, системное мнение Джозефа O’Коннора и Иана Макдермота, высказанное ими в их совместной книге «Искусство системного мышления»: «Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия». Важно не только что сделано (принято), но и как, о чем мы уже выше говорили.

Для Цитирования:
Вербицкий В.К., Как внедрять стандарты корпоративного управления на предприятии. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала