Задачи, стоящие перед предприятиями Российской Федерации направленные на освоение освободившегося рынка высокотехнологичных продуктов, а также фокус на импортозамещение, определяют подходы к оптимизации производственных процессов, повышению операционной эффективности предприятий и, в большей степени, устанавливают новые правила конкурентной борьбы в отраслях. Внедрение бережливого производства, несомненно, является одним из ключевых инструментов для занятия лидирующих позиций в этой борьбе. В профессиональных кругах часто возникает вопрос почему бережливое производство внедряют множество предприятий, многие компании об этом говорят и выполняют шаги в этом направлении, но полноценно внедрить его и получить все преимущества данного подхода в производстве удается лишь единицам? Постараемся в рамках данной статьи определить основные характеристики успешного процесса по внедрению приемов бережливого производства для российских предприятий.
Для подготовки данной статьи использовались как личные выводы автора, основанные на многолетнем личном опыте внедрения принципов бережливого производства, так и статистическая доказательная база большого количества зарубежных и российских компаний, собранная независимыми исследователями в сфере управления и развития бизнеса
Бережливое производство основано, по большей части, на двух принципах: первый гласит что каждый этап производства продукта должен повышать его ценность для покупателя, а второй, который следует из первого — говорит нам о том, что это возможно достичь с помощью устранения потерь. Согласно классической теории бережливого производства выделяются отдельно потери при офисных и производственных процессах.
Несмотря на тот факт, что термин «бережливое производство» в массовом сознании потребителей связывается с производственными циклами, «потери» в офисе часто являются наиболее значимыми с точки зрения успеха общего внедрения системы. На практике именно изменение офисных процессов и исключение ряда действий способствовало резкому росту скорости работы компании. В качестве примера можно привести работу сервисной службы одного из крупных заводов средней полосы России, основными клиентами которого были нефтедобывающие компании, а продукт компании использовался в вахтовых поселках крайнего севера.