По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.45 DOI:10.33920/pro-01-2506-05

Как влияют международные санкции на бизнес-процессы в компаниях и промышленных предприятиях

Равинский Алексей Юрьевич генеральный директор, ООО «Запуск Групп», Россия, г. Москва, e-mail: e.menshchikova@prpartner.ru

Статья посвящена анализу влияния международных санкций на российский бизнес и промышленность. Санкции существенно изменили условия ведения бизнеса, нарушив цепочки поставок, доступ к финансовым ресурсам и экспортные возможности. Ограничения на импорт и экспорт, рост издержек и логистические сложности вынуждают компании адаптировать свои стратегии, переориентируясь на внутренние и восточные рынки. Основное внимание уделено мерам, предпринятым для преодоления кризиса: развитию импортозамещения, изменению бизнес-моделей и диверсификации поставок. Примеры успешной адаптации, в таких компаниях как «АвтоВАЗ», «Северсталь» и «КамАЗ», включают локализацию производства, использование параллельного импорта и переход на расчеты в рублях с дружественными странами. Однако сохраняются проблемы в высокотехнологичных отраслях, таких как микроэлектроника, где недостаток оборудования и квалифицированных специалистов препятствуют полному импортозамещению. Санкции также ограничили доступ к международному финансированию, что осложнило реализацию крупных проектов и увеличило долговую нагрузку на предприятия. Это привело к росту внутреннего финансирования и ориентации на государственную поддержку. Одновременно российский бизнес активно внедряет автоматизацию и цифровизацию для сокращения издержек.

Литература:

1. РБК. Ограничения на импорт в России усиливают эффект санкций [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/industries/news/6628afe89a794752023d49b8 (дата обращения: 11.12.2024).

2. СБ Карго. Альтернативные маршруты доставки [Электронный ресурс]. — URL: https:// sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/alternativnye-marshruty-dostavki/ (дата обращения: 11.12.2024).

3. Прайм. Санкции против России: текущие итоги [Электронный ресурс]. — URL: https://1prime.ru/20231221/842633458.html (дата обращения: 11.12.2024).

4. Autonews. Как российские автопроизводители адаптируются к новым условиям [Электронный ресурс]. — URL: https://www.autonews.ru/news/6596717c9a7947e91057af58 (дата обращения: 11.12.2024).

5. Центральный банк Российской Федерации. Ключевая ставка [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 11.12.2024).

6. РБК. Адаптация экономики России к новым вызовам [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.rbc.ru/economics/08/09/2023/64fa2d5d9a79474fd4475786 (дата обращения: 11.12.2024).

7. Центральный банк Российской Федерации. Валютная структура внешнеторговых расчетов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/search/?Text=валютная+структура+в нешнеторговых+расчетов&Category=Any&Time=Any&DateFrom=&DateTo= (дата обращения: 11.12.2024).

8. РИА Новости. Россия наращивает торговлю с дружественными странами [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20231209/torgovlya-1914755367.html (дата обращения: 11.12.2024).

9. АЭМ Групп. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://aemcx.ru/ (дата обращения: 11.12.2024).

10. НИУ ВШЭ. Цифровая индустрия в России: 2 квартал 2024 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hse.ru/data/2024/04/22/2134019726/Digital_industru_2Q2024.pdf (дата обращения: 11.12.2024).

1. РБК. Ограничения на импорт в России усиливают эффект санкций [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/industries/news/6628afe89a794752023d49b8 (дата обращения: 11.12.2024).

2. СБ Карго. Альтернативные маршруты доставки [Электронный ресурс]. — URL: https:// sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/alternativnye-marshruty-dostavki/ (дата обращения: 11.12.2024).

3. Прайм. Санкции против России: текущие итоги [Электронный ресурс]. — URL: https://1prime.ru/20231221/842633458.html (дата обращения: 11.12.2024).

4. Autonews. Как российские автопроизводители адаптируются к новым условиям [Электронный ресурс]. — URL: https://www.autonews.ru/news/6596717c9a7947e91057af58 (дата обращения: 11.12.2024).

5. Центральный банк Российской Федерации. Ключевая ставка [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 11.12.2024).

6. РБК. Адаптация экономики России к новым вызовам [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.rbc.ru/economics/08/09/2023/64fa2d5d9a79474fd4475786 (дата обращения: 11.12.2024).

7. Центральный банк Российской Федерации. Валютная структура внешнеторговых расчетов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/search/?Text=валютная+структура+в нешнеторговых+расчетов&Category=Any&Time=Any&DateFrom=&DateTo= (дата обращения: 11.12.2024).

8. РИА Новости. Россия наращивает торговлю с дружественными странами [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20231209/torgovlya-1914755367.html (дата обращения: 11.12.2024).

9. АЭМ Групп. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://aemcx.ru/ (дата обращения: 11.12.2024).

10. НИУ ВШЭ. Цифровая индустрия в России: 2 квартал 2024 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hse.ru/data/2024/04/22/2134019726/Digital_industru_2Q2024.pdf (дата обращения: 11.12.2024).

Дата поступления: 04.03.2025. Дата принятия к публикации: 07.03.2025

Ограничения на импорт и экспорт, а также ограниченный доступ к финансовым рынкам — изменили политику российского бизнеса. На фоне поиска решений компании столкнулись со сложностями, решение которых требует пересмотра не только операционных процессов, но и долгосрочных стратегий. В частности — необходимо локализовать производство и пересматривать бизнес-модели.

Как санкции повлияли на цепочки поставок

Международные санкции в отношении России нарушили импорт и экспорт страны, создав перебои в логистике. Ограничения негативно сказались на доступе российских компаний к критически важным компонентам и технологиям, особенно в автомобильной, авиационной и нефтегазовых отраслях.

Поставки автомобильных компонентов из Европы почти прекратились [1], что вынудило таких производителей, как «КамАЗ», искать поставщиков в Китае и Индии. Аналогично ограничения на экспорт энергоносителей и металлов привели к переориентации на рынки Азии и Латинской Америки.

Санкции затруднили использование традиционных маршрутов доставки. Европейские порты закрыли доступ для российских судов, что привело к увеличению стоимости морских перевозок и вынудило использовать транзит через Турцию, Казахстан и другие страны. Сроки доставки возросли на 30-35 дней [2] из-за обхода Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, а стоимость транспортировки — увеличилась в среднем от 15 до 25% [3].

После того, как европейские маршруты стали недоступны для российских грузов, Транссиб стал ключевым звеном в доставке товаров между Азией и Европой. Железнодорожные маршруты, такие как Транссибирская магистраль, — испытывают перегрузку. Россия переориентировала экспортные и импортные потоки на восточные и южные рынки, увеличив грузооборот через магистраль.

Инфраструктура оказалась недостаточно подготовленной. Внутренний спрос на ЖД-перевозки увеличился из-за развития отечественного производства и необходимости перемещения локализованных товаров внутри страны. Из-за узких мест, включая перегруженные станции и недостаток подвижного состава, операторы вынуждены расширять пропускную способность. Это требует модернизации путей и закупки новых вагонов, однако для этого — нужны деньги и время.

Для Цитирования:
Равинский Алексей Юрьевич, Как влияют международные санкции на бизнес-процессы в компаниях и промышленных предприятиях. Управление качеством. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: