Дата поступления: 04.03.2025. Дата принятия к публикации: 07.03.2025
Ограничения на импорт и экспорт, а также ограниченный доступ к финансовым рынкам — изменили политику российского бизнеса. На фоне поиска решений компании столкнулись со сложностями, решение которых требует пересмотра не только операционных процессов, но и долгосрочных стратегий. В частности — необходимо локализовать производство и пересматривать бизнес-модели.
Как санкции повлияли на цепочки поставок
Международные санкции в отношении России нарушили импорт и экспорт страны, создав перебои в логистике. Ограничения негативно сказались на доступе российских компаний к критически важным компонентам и технологиям, особенно в автомобильной, авиационной и нефтегазовых отраслях.
Поставки автомобильных компонентов из Европы почти прекратились [1], что вынудило таких производителей, как «КамАЗ», искать поставщиков в Китае и Индии. Аналогично ограничения на экспорт энергоносителей и металлов привели к переориентации на рынки Азии и Латинской Америки.
Санкции затруднили использование традиционных маршрутов доставки. Европейские порты закрыли доступ для российских судов, что привело к увеличению стоимости морских перевозок и вынудило использовать транзит через Турцию, Казахстан и другие страны. Сроки доставки возросли на 30-35 дней [2] из-за обхода Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, а стоимость транспортировки — увеличилась в среднем от 15 до 25% [3].
После того, как европейские маршруты стали недоступны для российских грузов, Транссиб стал ключевым звеном в доставке товаров между Азией и Европой. Железнодорожные маршруты, такие как Транссибирская магистраль, — испытывают перегрузку. Россия переориентировала экспортные и импортные потоки на восточные и южные рынки, увеличив грузооборот через магистраль.
Инфраструктура оказалась недостаточно подготовленной. Внутренний спрос на ЖД-перевозки увеличился из-за развития отечественного производства и необходимости перемещения локализованных товаров внутри страны. Из-за узких мест, включая перегруженные станции и недостаток подвижного состава, операторы вынуждены расширять пропускную способность. Это требует модернизации путей и закупки новых вагонов, однако для этого — нужны деньги и время.