По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как вести бизнес в России в эпоху турбулентности

Виталий Кузнецов исполнительный директор и основатель компании «Твой инструмент»

В современном бизнесе кризисы в компаниях не являются редкостью. Экономические потрясения, стратегические ошибки и другие внешние факторы могут серьезно пошатнуть позиции компании на рынке, негативно сказаться на ее репутации и, как следствие, привести к убыткам бизнеса или даже его ликвидации. Однако не случайно китайский иероглиф «кризис» означает как «опасность», так и «возможность». О том, как руководители предприятий могут использовать неблагоприятную экономическую ситуацию в свою пользу, рассказывает автор статьи.

Виталий Кузнецов

Локдаун, начавшийся в 2019 г., вызванный COVID-19, стал первым серьезным испытанием как для нас, так и для всего строительного рынка. Большинство проектов были приостановлены, регулярно строились только больницы и спецучреждения, и стать поставщиком инструментов для подобных объектов оказалось чрезвычайно сложно. Началась настоящая борьба за клиентов среди ведущих игроков на рынке, в числе которых была и наша компания, специализирующаяся на производстве ручного инструмента. Такая ситуация потребовала от нас внесения изменений во внутреннюю работу компании. Мы были вынуждены временно сократить заработную плату с условием возмещения в будущем, а часть сотрудников была переведена на удаленную работу. Логистический отдел работал в две смены, что позволило сократить расходы на оплату труда.

Ко второй половине 2020 г. ситуация не стабилизировалась. Опасаясь дефицита товара в будущем, импортеры из США и Европы перестроили китайские мощности под свои запросы. Объема для продаж продукции другим странам, включая Россию, не хватало, и задержки в поставках из КНР в этот период достигали шесть месяцев. При этом заменить государство-поставщика было невозможно — такие категории товаров, как, например, огнеупорная пена, буры, уровни и шпатели являются специфическими. И закупить их можно было только в Китае по завышенному тарифу. Поэтому было принято решение выстраивать сотрудничество с производителями товаров в России, что позволило не только сократить затраты, но и поддержать российских поставщиков.

В 2022 г. против России были введены санкции, ограничивающие количество поставщиков и усложняющие логистику. Европейские производители разорвали контракты с российским рынком, а крупные операторы судов на морских линиях отказались доставлять товары, что привело к длительным задержкам, в связи с которыми ждать товар приходилось до семи месяцев. Вследствие этого, в первый месяц кризиса цены на все товары выросли на 95 %, но, благодаря большим остаткам и быстрому импортозамещению, мы смогли закрыть потребности наших клиентов. В срочном порядке начались поиски новых поставщиков в России. Вследствие этого компания обрела более 30 новых партнеров, которые специализируются на производстве товаров в России. Более того, первые три месяца объем продаж шел вверх, и мы даже отказались от части платных рекламных кампаний. За период кризиса компания выплатила всю сумму лизинга, смогла купить новые автомобиля. К лету 2022 г. выручка компании и вовсе выросла на 40 %.

Кризис — это время возможностей. Например, наша компания сейчас полностью перешла на сотрудничество с российскими производителями малярного, слесарного и штукатурного инструмента.

Как предприятие может справиться с кризисом

Несмотря на то, что причины кризисов разные, стратегии по спасению компании в этот период для них общие. Наступление кризиса всегда требует от предприятия принятия мер по сокращению расходов, повышению эффективности работы и обеспечению экономичности процессов.

Первое, с чего стоит начать, — это изучение потребностей клиентов и изменение стратегии ведения бизнеса. Заморозка большинства проектов в стране позволила понять, что любое дальнейшее строительство будет вестись в новом формате, по этому компаниям необходимо предложить инструменты и решения, которые будут соответствовать возможным изменениям.

Важным пунктом является снижение расходов компании. Например, наше предприятие провело переговоры с арендодателями о возможности снижения стоимости аренды офисных и складских помещений, что позволило распределить бюджет на актуальные потребности.

Проблема нехватки кадров требует от предприятий повышения мотивация персонала, в том числе, расширения мер материального стимулирования. В нашем случае это привело к небольшому спаду в продажах. Однако мы смогли справиться с этим благодаря помощи местных перевозчиков, так как крупные логистические компании значительно повысили цены вследствие недостатка рабочей силы.

Кризис — это время возможностей. Например, наша компания сейчас полностью перешла на сотрудничество с российскими производителями малярного, слесарного и штукатурного инструмента.

Применение стратегий сокращения расходов, импортозамещения и правильная коммуникация с сотрудниками позволили успешно преодолеть трудности, возникшие в период кризиса. Успешный опыт компании по управлению кризисными ситуациями свидетельствует о важности грамотного реагирования и применения антикризисных мер для обеспечения стабильной работы предприятия. В настоящее время наша компания снова демонстрирует прибыльность и возвращается к траектории роста.

Язык статьи:
Действия с выбранными: