Локдаун, начавшийся в 2019 г., вызванный COVID-19, стал первым серьезным испытанием как для нас, так и для всего строительного рынка. Большинство проектов были приостановлены, регулярно строились только больницы и спецучреждения, и стать поставщиком инструментов для подобных объектов оказалось чрезвычайно сложно. Началась настоящая борьба за клиентов среди ведущих игроков на рынке, в числе которых была и наша компания, специализирующаяся на производстве ручного инструмента. Такая ситуация потребовала от нас внесения изменений во внутреннюю работу компании. Мы были вынуждены временно сократить заработную плату с условием возмещения в будущем, а часть сотрудников была переведена на удаленную работу. Логистический отдел работал в две смены, что позволило сократить расходы на оплату труда.
Ко второй половине 2020 г. ситуация не стабилизировалась. Опасаясь дефицита товара в будущем, импортеры из США и Европы перестроили китайские мощности под свои запросы. Объема для продаж продукции другим странам, включая Россию, не хватало, и задержки в поставках из КНР в этот период достигали шесть месяцев. При этом заменить государство-поставщика было невозможно — такие категории товаров, как, например, огнеупорная пена, буры, уровни и шпатели являются специфическими. И закупить их можно было только в Китае по завышенному тарифу. Поэтому было принято решение выстраивать сотрудничество с производителями товаров в России, что позволило не только сократить затраты, но и поддержать российских поставщиков.
В 2022 г. против России были введены санкции, ограничивающие количество поставщиков и усложняющие логистику. Европейские производители разорвали контракты с российским рынком, а крупные операторы судов на морских линиях отказались доставлять товары, что привело к длительным задержкам, в связи с которыми ждать товар приходилось до семи месяцев. Вследствие этого, в первый месяц кризиса цены на все товары выросли на 95 %, но, благодаря большим остаткам и быстрому импортозамещению, мы смогли закрыть потребности наших клиентов. В срочном порядке начались поиски новых поставщиков в России. Вследствие этого компания обрела более 30 новых партнеров, которые специализируются на производстве товаров в России. Более того, первые три месяца объем продаж шел вверх, и мы даже отказались от части платных рекламных кампаний. За период кризиса компания выплатила всю сумму лизинга, смогла купить новые автомобиля. К лету 2022 г. выручка компании и вовсе выросла на 40 %.