Ключевой вопрос в контексте разговора о масштабах кадрового голода в российской IT-отрасли — кого считать айтишниками. Заместитель заведующего Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев отмечает, что однозначного ответа тут нет: все используют разные методологии подсчёта.
Один из подходов — выделять компании в сфере IT, но тогда получается, что и бухгалтер в условном «Яндексе» тоже будет считаться айтишником. Развитие цифровой экономики и становление технологического суверенитета страны подразумевает наличие целого спектра очень разных и по уровню, и по профилю специалистов — от инженеров микроэлектронщиков, разработчиков и аналитиков до продвинутых пользователей и создателей сайтов.
Официальная статистика начала отслеживать численность айтишников несколько лет назад, после того как был введён в действие новый Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ-2014). С 2016 г. в ежеквартальном бюллетене Росстата «Обследование рабочей силы» в сводной таблице «Занятое население в возрасте 15 лет и старше по занятиям на основной работе, полу и типу поселения» присутствует графа «Специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)». Бюллетень готовится по данным, полученным органами государственной статистики при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы).
В целом, по статистике Росстата, с 2016-го по первый квартал 2022 г. численность ИКТ-специалистов выросла на 29 % — с 1 млн до 1,4 млн человек. Статистики разделяют их по уровню квалификации на высший и средний уровень. И если число специалистов высшего уровня стабильно росло все шесть лет — с 829 тысяч в 2016-м до 1,2 млн человек в первом квартале 2022 г., то айтишников со средним уровнем квалификации с 2017 г. становилось меньше — их число снизилось с 229 тыс. до 136 тыс. в 2021 г. Однако в первом квартале 2022 г. тенденция прервалась: их число снова увеличилось, достигнув 200 тыс. человек. Можно ли считать это разворотом тренда, пока непонятно. При этом сектор ИКТ отличает высокая доля молодых специалистов: около 2/3 работников в отрасли — моложе 40 лет (по стране в целом — 46,7 %). Согласно данным июньского обзора «Цифровая экономика» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, самый молодой кадровый состав — в организациях, оказывающих IT-услуги (свыше 70 % работников моложе 40 лет), самый возрастной — в производстве ИКТ-оборудования (около 45 %).