В 2007 году в свет вышла книга бывшего трейдера и финансового аналитика Нассима Талеба с интригующим названием «Черные лебеди. Под знаком непредсказуемости» [1]. Она поведала миру теорию о том, что как бы люди ни старались предсказать кризис, время от времени ход истории меняют «черные лебеди». Это редкие и непредсказуемые события, которые влияют на мировую экономику и политику. По мнению автора, становление Интернета, Первая мировая война, распад Советского Союза и атака 11 сентября как раз относятся к этой категории.
Основная идея книги — предвидеть завтрашний день невозможно. Принимая этот факт, компании должны быть готовы к астероидам, Третьей мировой и пандемии чумы.
Некоторые критики высказали свое мнение по поводу абсурдности этих мыслей, что не помешало фонду Нассима, специализирующемуся на получении прибыли от экстремальных рыночных событий, показать рекордную доходность в 57% с начала эпидемии коронавируса.
Оказалось, аналитики его компании еще 26 января на сайте компании высказывали опасение о надвигающейся проблеме.
Сам Талеб говорит, что людям и правительству свойственно до последнего отталкивать мысль о черном лебеде, так как им слишком дорога стабильность.
Сегодня уже каждый предприниматель, политик или простой рабочий понимает, что ничего не будет так, как прежде. COVID-19 стал новым лебедем и повлек за собой один из страшнейших кризисов.
Но есть и хорошая новость. Рецессия 2020 несколько отличается от предыдущих:
• У нас есть доступ к опыту и возможность изучить ходы предшественников, чтобы понимать, как следует вести себя сегодня.
• У нас есть технологии и диджитал. В этот раз все происходит быстрее: компании реагируют на новые условия, клиенты переквалифицируются, информация распространяется, а чтобы сделать лендинг и выйти в онлайн нужен один день.
Наша компания ощутила последствия карантинных мер в первую же неделю. Контрагенты просто затихли, прекратились платежи и многие процессы стали на паузу. Мы понимали, что если не действовать решительно, то портфель клиентов может сократится на 20–30%. Благодаря действиям, которые будут описаны ниже, мы потеряли только 6% постоянных клиентов и привлекли за время карантина 11% новых.