Вопросы учета и оплаты горячей воды рассматривались в [1]. После публикации вступили в силу новые нормативно-правовые документы в области тепло- и водоснабжения. Но, несмотря на изменения в нормативно-правовой базе, в практике учета и оплаты услуг горячего водоснабжения сохранились старые основания для разногласий между поставщиками и потребителями теплоэнергии в коммунальной системе.
Анализ существующей проблемы учета и оплаты горячей воды начнем с рассмотрения спорной ситуации, возникшей по поводу оплаты за подачу теплоносителя в водопроводные устройства (полотенцесушители).
Как отмечено в [2], прокурор Томской обл. в судебном порядке настоял на признании незаконным взимания с граждан оплаты за тепловые потери в системах горячего водоснабжения (полотенцесушителях).
Прокуратура Томской обл. проверила законность и обоснованность порядка начисления платы энергоснабжающей организацией (ЭСО), Томский филиал ОАО «ТГК-И», за услуги горячего водоснабжения и установила, что граждане платили не только за горячую воду, но и за обогрев помещений нагретыми водой трубами (полотенцесушителями). Прокуратура пришла к выводу, что включение этих тепловых потерь в состав оплаты за услуги теплоснабжения противоречит требованиям закона. По мнению прокуратуры, услуга горячего водоснабжения подразумевает в соответствии с действующим законодательством подачу потребителю этого коммунального ресурса. Плата за горячее водоснабжение может быть взыскана лишь за объем фактически предоставленной горячей воды, исходя из утвержденного тарифа.
В свою очередь, оплата за услуги отопления должна начисляться в зависимости от количества тепловой энергии, поставленной системой теплоснабжения, к которой отмеченные выше водопроводные устройства (полотенцесушители) никакого отношения не имеют. Согласно данной логике, полотенцесушители не имеют никакого отношения к системе теплоснабжения, а именно: ни к системе горячего водоснабжения (ГВС), ни к системе отопления.
По результатам проверки прокурор Томской обл. обратился в суд с иском к ЭСО о признании незаконными действий по начислению платы за тепловые потери в системах ГВС. Ответчик в суде требования прокурора не признал, полагая, что потребители обязаны сами нести расходы за все количество теплоэнергии, поступивший в дом, вне зависимости от системы ее подачи. 10 января 2014 г. Кировский районный суд г. Томска удовлетворил требование прокурора Томской обл. в полном объеме.