К изделиям мерчендайзинга относятся те, на которых печатают название бренда или логотип компании, бренда или его амбассадора (современным языком — мерч). Они служат маркетингу или продвижению бренда или личности и находят выражение в различных формах, например, одежде, игрушках, канцелярских товарах.
Мерчендайзинг возник в XIX веке. Уже тогда компании начали размещать свой логотип или товарный знак на предметы быта, например, чашки или календари. Лучшими изделиями с точки зрения прибыли и рекламной ценности являются те, которые часто используются и быстро потребляются: ручки, свечи, спички, печенье, оберточная бумага. Хотя чашки не изнашиваются, они в ходу каждый день и поэтому имеют большую рекламную ценность.
Реальные продукты (часы, чашки, сумки) и печатная продукция (блокноты, предрождественские детские календари, на которых на каждый день открывается по окошку, закладки для книг, блокноты для записи кулинарных рецептов, стикеры, компакт-диски, флешки) легко изготавливаются и стоят сравнительно недорого.
Этот процесс стал стремительно развиваться спустя несколько десятилетий, точнее в 20-е и 30-е годы XX века. Уолтер Дисней, основатель одноименной медиакомпании, начал продавать товары со своими персонажами в качестве сувениров для фанатов: одежда, игрушки и многое другое. Так родился мерчендайзинг.
В настоящее время благодаря электронной торговле возможности для содействия продажам значительно расширились. В каждом интернет-магазине имеются трикотажные изделия и постельные принадлежности, представляющие футбольные клубы, рекламные изделия известных брендов, изделия, связанные с миром, например, Гарри Поттера, «Играми престолов» и другими популярными фильмами или сериалами.
По сути мерчендайзинг является стратегией маркетинга. С помощью брендинга торговые марки становятся известными. Ключ к успешному мерчендайзингу — разработка продукции, которая нравится целевой группе и одновременно соответствующим образом представляет бренд. Часто на этих изделиях печатается логотип бренда или ассоциируемых с ним изображений.