– Леонид Адамович, в перечне поручений говорится о расширении практики применения долгосрочных комплексных контрактов (контрактов жизненного цикла) на осуществление работ в сфере дорожного хозяйства. А есть ли предпосылки для их применения?
– В дорожном строительстве уже заключены несколько контрактов жизненного цикла, поэтому можно сказать, что предпосылки созданы. В целом долгосрочные комплексные контракты получили толчок к развитию после принятия Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» и постановления Правительства РФ № 1087. Но реализация КЖЦ в госсекторе сегодня возможна и по Закону № 115ФЗ «О концессионных соглашениях» при строительстве и эксплуатации платных автодорог, и по Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (согласно корпоративным конкурсным процедурам в госкомпаниях и предприятиях).
К сожалению, несмотря на несколько действующих законов, единого понимания того, как должны осуществляться контракты жизненного цикла в дорожном строительстве, нет. Например, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ контракт жизненного цикла подразумевает, кроме строительства, «последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта». Если речь идет о строительстве автомобильной дороги, то как можно говорить об утилизации? Чтобы этот и подобные вопросы не приводили к правовой неопределенности, снижающей интерес потенциальных инвесторов к долгосрочным контрактам, необходимо регламентировать в подзаконных ак тах все положения контрактов жизненного цикла для дорожного строительства, от формулировки до этапов осуществления.
– Каким образом должен решаться вопрос финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог в условиях применения контракта жизненного цикла?