По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103 DOI:10.33920/pro-4-2109-08

Как удержать сотрудников в организации

Дудникова М.В. Московский городской педагогический университет, e-mail: masha_dudnikova@mail.ru
Муравьева Н.А. Московский городской педагогический университет, e-mail: ntli.m@mail.ru
Колесников А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения факультета «Государственное и муниципальное управление», ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: kolesnikov.69@bk.ru

Статья посвящена актуальности использования корпоративной культуры в организации и ее роли в качестве удерживающего сотрудников фактора. Особое внимание уделено корпоративной культуре как мотивирующему фактору труда. Авторы приходят к выводу, что заинтересованность сотрудников в дальнейшей работе, а, следовательно, и их удержание в компании непосредственно связаны с деятельностью в рамках корпоративной культуры.

Литература:

1. Управление персоналом. — М.: Банки и биржи, Юнити, 2016. — 424 c.

2. Колесников А.В. Корпоративная культура. — М.: Юрайт, 2019. — 167 с.

3. Абрамова С. Г., Кос тенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». — М.: Экзамен, 2005. — 290 с.

4. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент // К.: МАУП, 2001. — Т. 168.

5. Сидоров Н.В. Экономический рост и подготовка талантливых специалистов // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 11–12. — С. 52–54.

6. Проблемы мотивации и удержания персонала организации / Корева О.В., Полякова О.И., Субботина А.А. — В сборнике: Факторы развития экономики России. Сборник трудов VIII Международной научнопрактической конференции. Под ред. В. А. Петрищева (отв. редактор), Л.А. Карасевой, А.В. Романюка; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет»; Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия (Болгария). — 2016. — С. 105–110.

7. Менеджмент в туристической деятельности / Е.Ф. Базык, И.Г. Иванова, Д.Э. Кусраева, К.В. Бельгисова, Л.В. Переверьзева. — Краснодар: ЮГ, 2013. — 342 с.

В современном мире нельзя недооценивать влияние и роль человеческого фактора в управлении. Организация не сможет процветать и успешно функционировать, не имея высококвалифицированных сотрудников, преданных своему делу и профессионально и качественно выполняющих свои обязанности. Но проблема текучести кадров мешает сформировать и развивать человеческий капитал организации.

В нашей стране особо остро стоит данная проблема. Текучесть персонала, как правило, обходится организациям очень дорого, так как в процессе поиска новых сотрудников компании сталкиваются с различными дополнительными затратами, которые связаны как с размещением вакансий, так и с затратами на поиск и найм персонала, на его адаптацию и обучение, в результате чего может снизиться общая производительность труда [1].

Таким образом, необходимо организовать все условия для создания, развития и удержания профессионального трудового коллектива, что непосредственно связано с эффективностью функционирования организации. Данную функцию успешно берет на себя корпоративная культура организации.

Существует множество определений понятия корпоративной культуры, мы определим ее с позиции инструмента стратегического управления: это набор форм, способов и методов, сознательно реализуемых менеджментом организации в целях формирования ценностей, задающих персоналу модели организационного поведения, позволяющие координировать деятельность подразделений и отдельных лиц, мобилизовать инициативу сотрудников для достижения долгосрочных целей организации [2].

Также Абрамова С.Г., Костенчук И.А. определяют понятие корпоративной культуры как системы материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющуюся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [3].

Когда организация сталкивается с такой проблемой, как текучесть кадров, ее нужно незамедлительно решать, ведь, бесспорно, компании гораздо дешевле обойдется удержать старых сотрудников, чем привлекать новых. Для этого необходимо создать эффективную мотивационную систему, способную мотивировать сотрудников на дальнейшую работу именно в текущей организации.

Данная система состоит из мотивационных методов, классификаций, которых существует достаточно много. Мы же здесь приведем разделение по использованным стимулам [4]: существуют экономические и неэкономические методы стимулирования. Экономические, или методы материального стимулирования, включают в себя заработную плату, премии, денежное вознаграждение, участие в прибыли и др.

Неэкономические методы в свою очередь делятся на организационные (участие в делах организации, мотивация перспективой, делегирование задач и полномочий, мотивация обогащением содержания труда) и морально-психологические (похвала, одобрение, поддержка, порицание, признание заслуг, уважение и доверие).

Как показывает опыт работы многих компаний, у работников, особенно молодых, есть много разнообразных потребностей, к которым можно отнести «и стремление добиться успехов в жизни, материальное обеспечение, получение конкурентоспособной профессии и определенного социального статуса, возможности работать в крупных современных компаниях» [5]. Поэтому, если руководитель пользуется только материальными методами стимулирования и забывает про нематериальные, то персонал теряет энтузиазм к качеству выполнения работы, концентрируется исключительно на своем списке задач, каждый работает только ради получения денег, сам по себе. Следовательно, мотивационная система должна состоять как из экономических, так из неэкономических факторов мотивации сотрудников.

Каждая компания использует уже описанные или придумывает свои способы мотивации персонала. Все зависит от корпоративной культуры компании, ее стратегических задач и целей. Но, комбинируя инструменты мотивации, необходимо помнить, что нематериальные инструменты следует использовать только тогда, когда сотрудники удовлетворены с материальной точки зрения [6].

Исходя из определения, корпоративную культуру как метод удержания сотрудников можно отнести к неэкономическим методам стимулирования, которые охватывают обе подгруппы (организационные и морально-психологические методы). Ведь она включает в себя как отношение руководства к сотруднику и формирование корпоративного духа, так и стили руководства, определяющие похвалу или порицание как основной поощряющий фактор.

Система корпоративной культуры состоит из ряда элементов: представление сотрудников о миссии и цели организации, а также ценностных установок, модели поведения внутри компании, стили руководства, норм внутрикорпоративного общения, традиций и обычаев. Также необходимо, чтобы данные элементы принимались и поддерживались всем коллективом или хотя бы его большинством, что помогает быстро и качественно ввести организационную систему в компании, которой будут придерживаться все сотрудники [7].

Данные характеристики корпоративной культуры, правильно реализованные руководителем, способны создать комфортную психологическую обстановку в организации, что способствует лояльности и мотивации персонала. Сотрудники, находящиеся в условиях, удовлетворяющих их потребностям, будут более лояльны к организации и ее принципам, мотивированы на продолжение работы именно в такой организации.

Чтобы эффективно реализовать элементы корпоративной культуры, необходимо определить основные моральные и этические принципы сотрудников, их мировоззрение, отношение к труду. Ведь каждый человек имеет свои индивидуальные потребности, мировоззрение, взгляды и ценности. Поэтому следует использовать индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Задача руководителя состоит в том, чтобы четко осознавать, что каждый сотрудник — неотъемлемая часть единой системы, поэтому при формировании корпоративной культуры нужно ориентироваться на всех сотрудников и на каждого в отдельности, следить за состоянием своих подчиненных и комфортным эмоционально-психологическим климатом. Необходимо создать такие условия труда, чтобы сотрудник сам был мотивирован работать в организации.

Грамотно сформировав корпоративную культуру, нельзя также забывать, что, в независимости от уровня своего развития, она нуждается в систематической диагностике и проведении мер для актуализации. Для этого проводятся опросы и анкетирования, чтобы выявить главные потребности сотрудников.

Подводя итоги, напомним, что важно уделять внимание удержанию персонала в рамках корпоративного управления. На сегодня одной из самых распространенных причин, по которой чаще всего сотрудники увольняются с места работы, является несоответствие их ожиданиям. У одних это выражено в денежном эквиваленте, а у других — в существующем социально-психологическом климате.

Руководство любой компании заинтересовано в том, чтобы удержать сотрудников в компании, следовательно, удержание человеческих ресурсов выступает основной стратегической деятельностью в рамках корпоративного управления, которая направлена на то, чтобы заинтересовать сотрудников к дальнейшей работе в компании.

Минтруд разрешил отстранять работников, отказавшихся от вакцинации

Работодатели могут отстранять от работы без сохранения зарплаты сотрудников, которые отказываются вакцинироваться от коронавируса без уважительной причины. Об этом говорится в совместных рекомендациях Минтруда РФ и Роспотребнадзора. В случае отсутствия документального подтверждения о вакцинации к установленному сроку или сведений о противопоказаниях «работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины». Речь идет о работниках, подлежащих обязательной вакцинации. Такие категории работников устанавливают регионы.

Работодатель может перевести сотрудников, у которых есть медотвод от вакцинации, на удаленную работу, если они могут исполнять свои обязанности дистанционно. Минтрудом и Роспотребнадзором рекомендовано предоставлять выходной сотрудникам для прохождения вакцинации.

По материалам mintrud.gov.ru

Язык статьи:
Действия с выбранными: