По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Как создать на предприятии эффективную систему контроля

Жданкин Н.А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ», адрес: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3, e-mail: regul-consult@mail.ru

В статье рассматриваются эффективные подходы к организации контроля на предприятии. Представлены разработанные критерии и результаты оценки системы контроля в реальной компании. Показано, что главные проблемы системы контроля кроются в слабом состояние внутреннего аудита, низком качестве ведения учета и низком уровне самоконтроля в организации.*

Литература:

1. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. — М.: Центр, 2013. — 432 с.

2. Жданкин Н.А. Восемь шагов к эффективному производству // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2013. — № 7, 8.

3. Жданкин Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. 2-е изд. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

4. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407

5. Соколов Б. Н., Рукин В. В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — М.: Экономика, 2007. — 442 с.

Для осуществления контроля в настоящее время существует множество концепций мониторинга деятельности предприятия. Наиболее популярная и эффективная из них — сбалансированная система показателей BSC/KPI. Она позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия.

При этом степень достижения стратегических целей определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI, Key Performance Indicators). Система KPI существует не сама по себе, а как часть системы BSC/KPI. Ключевые показатели эффективности дают информацию для анализа хода реализации разработанной стратегии. Внутренний контроль включает в свой состав три важных компонента (рис. 3). Рассмотрим их по отдельности.

1. Установление стандартов. Первая стадия любого процесса контроля — создание стандартов. Под стандартом в данном случае понимают желаемый результат или ожидаемое событие, с которым менеджеры могут сравнивать последующую деятельность, исполнение и изменение. Стандарты должны определяться целями организации.

Контроль трудно осуществлять, если цели не являются конкретными. В этом случае возникает опасность несогласия относительно того, является ли деятельность работника результативной: работник будет убежден, что выполнил все, что от него требуется, тогда как руководитель будет придерживаться иного мнения. Чтобы избежать этого, необходимо как можно более четко определять цели и стандарты. Таким путем менеджеры устанавливают соответствующую основу для контроля результатов организационной деятельности.

Цели должны быть: конкретны, достижимы, измеримы, согласованы и определены во времени. Кроме того, они должны быть понятны персоналу и обеспечены ресурсами. Хотелось бы подчеркнуть особенно важность измеримости целей. Они должны иметь конкретные цифровые реперные точки, которые должна достичь компания в своем развитии. На этих принципах основывается одна из самых совершенных концепций управленческой деятельности — технология SMART. Стоит отметить, что цели должны в какой-то мере повторять перспективы, на которых строится система BSC/KPI.

Для Цитирования:
Жданкин Н.А., Как создать на предприятии эффективную систему контроля. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала