Для осуществления контроля в настоящее время существует множество концепций мониторинга деятельности предприятия. Наиболее популярная и эффективная из них — сбалансированная система показателей BSC/KPI. Она позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия.
При этом степень достижения стратегических целей определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI, Key Performance Indicators). Система KPI существует не сама по себе, а как часть системы BSC/KPI. Ключевые показатели эффективности дают информацию для анализа хода реализации разработанной стратегии. Внутренний контроль включает в свой состав три важных компонента (рис. 3). Рассмотрим их по отдельности.
1. Установление стандартов. Первая стадия любого процесса контроля — создание стандартов. Под стандартом в данном случае понимают желаемый результат или ожидаемое событие, с которым менеджеры могут сравнивать последующую деятельность, исполнение и изменение. Стандарты должны определяться целями организации.
Контроль трудно осуществлять, если цели не являются конкретными. В этом случае возникает опасность несогласия относительно того, является ли деятельность работника результативной: работник будет убежден, что выполнил все, что от него требуется, тогда как руководитель будет придерживаться иного мнения. Чтобы избежать этого, необходимо как можно более четко определять цели и стандарты. Таким путем менеджеры устанавливают соответствующую основу для контроля результатов организационной деятельности.
Цели должны быть: конкретны, достижимы, измеримы, согласованы и определены во времени. Кроме того, они должны быть понятны персоналу и обеспечены ресурсами. Хотелось бы подчеркнуть особенно важность измеримости целей. Они должны иметь конкретные цифровые реперные точки, которые должна достичь компания в своем развитии. На этих принципах основывается одна из самых совершенных концепций управленческой деятельности — технология SMART. Стоит отметить, что цели должны в какой-то мере повторять перспективы, на которых строится система BSC/KPI.