По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Как создать механизм эффективного управления государственными инвестициями

Владимиров С. А. д-р экон. наук, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента и логистики, Северо-Западный институт управления РАНХГиС; профессор кафедры экономики, менеджмента и информационных технологий, Частное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский академический университет», E-mail: ideal_ideal @mail.ru

Автор предлагает инновационную методологию формирования государственной инвестиционной программы на длительный период — до 33–40 лет, состоящей из жестких («квантированных») рядов инвестиционных проектов любого уровня и сфер социально-экономической общественной деятельности, различающихся исключительно по строгим, заранее установленным государством, численным значениям ограниченного числа показателей экономической эффективности государственных инвестиций. Данные показатели находятся в сбалансированной взаимосвязи с утвержденным национальным параметром (нормой дисконта), характеризующим минимальные требования общества к эффективности инвестиционных проектов, численное значение которого определяется по авторской методике, в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны.

Литература:

1. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. — М.: Дело, 2002. — 808 с.

2. Владимиров С. А. О показателе эффективности инвестиций // Финансы. — 2002. — № 6. — С. 73.

3. Владимиров С.А. Определение минимальной общественной эффективности инвестиционно-строительных проектов — один из главных способов борьбы с коррупцией // История государства и права — 2002. — № 6.

4. Владимиров С.А. Минимальное значение показателя общественной эффективности инвестиционных проектов в открытой экономике // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2001. — № 2–3. — С. 68.

5. Экономико -математический энциклопедический словарь / под. ред В. И. Данилова-Данильяна. — М.: ИНФРА-М., 2004.

6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). — М.: Экономика, 2000.

7. Владимиров С. Модель сбалансированной макроэкономической системы // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 5. — С. 126–134.

Окончание. Начало в журнале № 10 (2016).

При оценке и анализе экономической эффективности инвестиционных проектов в строительстве и отбору их для финансирования используются следующая методология и принципы:

- моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

- учет результатов анализа рынка, финансового предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияние его реализации на окружающую природную среду, конкурентоспособность, экономическую безопасность и т. д.;

- определение эффекта посредством сопоставления ожидаемых интегральных результатов и предстоящих затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;

- приведение предстоящих разновременных доходов и расходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;

- учет влияния инфляции (все расчеты делаются либо только на основе реальных величин, очищенных от инфляции, либо только на основе номинальных величин), задержек платежей, неопределенности и иных рисков, связанных с осуществлением проекта;

- учет альтернативных издержек (учет всех гипотетически возможных доходов, которые предприятие не получит, инвестируя данный проект);

- учет возможных параметров в осуществлении проекта; расчеты на основе реального поступления и расходования денег, а не бухгалтерских проводок.

Наиболее сложным и важным является вопрос об определении риска в расчетах эффективности. Понимание экономической действительности будет неполным, если систематически не учитывать неизбежных факторов неопределенности и риска. Фундаментальная неопределенность будущего означает, что будущие значения переменных неизвестны и не могут быть определены при помощи теории вероятностей. Информации о будущем до тех пор, пока оно не наступило, просто не существует, поэтому, сколь бы ни были велики возможности сбора и обработки данных, будущее останется неопределенным, т. е. источник неопределенности заключен не в человеке, а в самой сути окружающего мира. Не существует полностью рациональных общественных процессов вообще, а в экономике тем более.

Для Цитирования:
Владимиров С. А., Как создать механизм эффективного управления государственными инвестициями. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала