Актуальность исследования обусловлена, во-первых, усилением дефицита свободных трудовых ресурсов, при котором безработица обновила исторический минимум1. Дефицит трудоспособного населения, человеческих ресурсов является глобальной проблемой для рынка труда нашей страны. Из этого закономерно следует вывод, что стоимость привлечения и удержания персонала будет формироваться исходя из законов рынка, будет расти. Затраты на подбор, и главное, удержание опытного персонала можно и нужно контролировать за счет качественной работы над брендом работодателя, за счет формирования комфортной корпоративной культуры. А в случае, когда кандидаты на рынке не соответствуют требованиям к знаниям и навыкам, но подходят по личностным качествам, компромиссом для работодателя может стать обучение таких людей силами наставников. Такое смещение критериев отбора от высокого уровня профессионализма к обучаемости позволит многим работодателям достигнуть баланса между потребностями бизнеса и реалиями сегодняшнего рынка труда.
Во-вторых, увеличение заинтересованности государства в росте производительности труда говорит об актуальности вопросов, связанных с обучением, адаптацией, наставничеством для производственного персонала. На государственном уровне реализуются национальные проекты, призванные обеспечить ежегодный рост производительности труда в промышленном секторе экономики, а также принимается ряд мер по стимулированию производственных предприятий к повышению производительности труда.
В-третьих, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в сложившейся политической и экономической ситуации промышленные предприятия вынуждены работать с постоянно возрастающей нагрузкой. Таким образом, перед предприятиями, помимо сложных производственных задач, остро встают вопросы о наиболее эффективной и экономически невысокозатратной системе обучения и адаптации персонала для скорейшего вывода производительности его труда на самый высокий уровень без потери качества. С точки зрения авторов настоящего исследования, наставничество представляет собой оптимальное решение данной задачи, так как наставничество — это не затратный и успешно зарекомендовавший себя инструмент развития персонала производственных предприятий.