По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Как создать эффективную систему наставничества на промышленном предприятии?

Борисова Т.Ю. начальник отдела подбора и обучения персонала, ООО «РусХимАльянс», Санкт-Петербург
Камарова Т. А. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Екатеринбург

Работа посвящена вопросам наставничества производственного персонала. В статье представлены результаты исследования, целью которого является выявление основных проблем практики реализации программы наставничества производственного персонала, а также предложения по их решению. Опрос был проведен весной 2023 г., в нем приняли участие 84 респондента, имеющих опыт реализации программы наставничества производственного персонала. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании системы наставничества.

Литература:

1. Абрамов С.М. Генезис института наставничества: к постановке проблемы / С.М. Абрамов, С.А. Акулов, М.А. Погадаева // Теория и практика мировой науки. — 2022. — № 11. — С. 2–5. — EDN KRNSNS.

2. Аладьина В.В. Профессиональный успех как следствие профессионального наставничества / В.В. Аладьина // Акмеология профессионального образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12–13 марта 2015 года / Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. — С. 135–138. — EDN UIDVDT.

3. Фалин И.О. Наставничество в культурно-досуговых учреждениях: особенности и проблемы / И.О. Фалин // Гуманитарные научные исследования. — 2021. — № 11 (123). — EDN ZUHLNJ.

4. Тельнова С.В. Наставничество в проектных командах при реализации проектной деятельности в вузе: проблемы и перспективы / С.В. Тельнова, К.П. Позынич // Перспективы науки. — 2021. — № 2 (137). — С. 41–46. — EDN KYLVWE.

5. Цыганов В.В. Механизмы наставничества в организационных системах и повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта / В.В. Цыганов, Д.Н. Федянин // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2019. — № 3 (43). — С. 55–66. — DOI 10.20291/2079-0392-2019-3-55-66. — EDN ACDTKS.

6. Радостина Н.Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах / Н.Б. Радостина // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 года. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. — С. 591–595. — EDN YSGYXK.

7. Мельникова М.В. Проблемные вопросы организации наставничества в уголовно-исполнительной системе / М.В. Мельникова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2019. — № 4 (8). — С. 58–67. — EDN FJHURJ.

8. Илакавичус М.Р. Внедрение целевой модели наставничества: проблемы и решения / М.Р. Илакавичус // Научно-педагогическое обозрение. — 2021. — № 4 (38). — С. 15–24. — DOI 10.23951/2307-6127-2021-4-15-24. — EDN KYXUXD.

9. Бездудная А. Г. Обратное наставничество как корпоративная социальная инновация: проблемы и возможности / А. Г. Бездудная, Ю.И. Растова, Ю.М. Львин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2023. — № 1 (139). — С. 101–105. — EDN ORXPOA.

10. Белыш К.В. Роль наставничества в развитии корпоративной культуры предприятия / К.В. Белыш // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — № 32. — С. 161–167. — EDN TPYRLD.

11. Локтюхина Н.В. Актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России / Н.В. Локтюхина, У.А. Назарова, С.В. Шабаева // Экономика промышленности. — 2019. — Т. 12, № 4. — С. 494–502. — DOI 10.17073/2072-1633-2019-4-494-502. — EDN IIVSZB.

12. Михайлова А.В. Наставничество как форма работы с кадровым резервом / А.В. Михайлова // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Уфа, 02 декабря 2019 года. — Уфа: ООО «Научно-издательский центр „Вестник науки“», 2019. — С. 125–131. — EDN HOWMAD.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, усилением дефицита свободных трудовых ресурсов, при котором безработица обновила исторический минимум1. Дефицит трудоспособного населения, человеческих ресурсов является глобальной проблемой для рынка труда нашей страны. Из этого закономерно следует вывод, что стоимость привлечения и удержания персонала будет формироваться исходя из законов рынка, будет расти. Затраты на подбор, и главное, удержание опытного персонала можно и нужно контролировать за счет качественной работы над брендом работодателя, за счет формирования комфортной корпоративной культуры. А в случае, когда кандидаты на рынке не соответствуют требованиям к знаниям и навыкам, но подходят по личностным качествам, компромиссом для работодателя может стать обучение таких людей силами наставников. Такое смещение критериев отбора от высокого уровня профессионализма к обучаемости позволит многим работодателям достигнуть баланса между потребностями бизнеса и реалиями сегодняшнего рынка труда.

Во-вторых, увеличение заинтересованности государства в росте производительности труда говорит об актуальности вопросов, связанных с обучением, адаптацией, наставничеством для производственного персонала. На государственном уровне реализуются национальные проекты, призванные обеспечить ежегодный рост производительности труда в промышленном секторе экономики, а также принимается ряд мер по стимулированию производственных предприятий к повышению производительности труда.

В-третьих, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в сложившейся политической и экономической ситуации промышленные предприятия вынуждены работать с постоянно возрастающей нагрузкой. Таким образом, перед предприятиями, помимо сложных производственных задач, остро встают вопросы о наиболее эффективной и экономически невысокозатратной системе обучения и адаптации персонала для скорейшего вывода производительности его труда на самый высокий уровень без потери качества. С точки зрения авторов настоящего исследования, наставничество представляет собой оптимальное решение данной задачи, так как наставничество — это не затратный и успешно зарекомендовавший себя инструмент развития персонала производственных предприятий.

Для Цитирования:
Борисова Т.Ю., Камарова Т. А., Как создать эффективную систему наставничества на промышленном предприятии?. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: