По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Как создать антистрессовую среду для работы персонала

Канарейко Диана Александровна ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, 628412, Ханты-Мансийский автономный округ— Югра, г. Сургут, пр-т Ленина, д. 1, e-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Нет организаций, которые не провоцируют выгорание, они так устроены. В них изначально заложен конфликт между разными функциями, ветвями власти, полномочиями и ресурсами. Однако ответственность за «выгорание» лежит на человеке. Вместе с тем организация может и должна противостоять насилию и дискриминации, токсичности отношений. Не обязательно открыто поддерживать отдельные чувствительные темы, но важно всячески пресекать харассмент. Нездоровая атмосфера, где угнетается личность, мешает работе. В этой связи автором представлены инструменты, которые помогают людям физически и психически выживать в коллективе и укреплять отношения. Эмпирической базой послужили исследования консалтинговой компании People Innovations, американского исследователя, основателя концепции Рrocess communication model Тайби Келлера. В данном исследовании представлены практики ведущих компаний для создания психологической поддержки сотрудников в кризисные моменты и важности принятия личной ответственности.

Литература:

1. Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 2. — С. 123–129.

2. Верпатова О.Ю. Управление стрессом как фактор повышения эффективности персонала в современных организациях // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки.— 2021. — № 4 (27). — С. 55–62.

3. Грошев А. Р. Ширинкина Е. В. Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации // Кадровик. — 2022. — № 1. — С. 69–78.

4. Лебедева Т. Е., Егоров Е. Е. Управление работоспособностью персонала через минимизацию факторов стресса // Наука Красноярья.— 2020. — Т. 9. — № 2-4. — С. 85–89.

5. Ширинкина Е. В. Обучение персонала как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы // Вестник НГИЭИ.— 2021. — № 2 (117). — С. 88–100.

6. Новикова Е.Н., Корниенко Т.А., Рейн А.В. Профессиональный стресс и способы борьбы с ним в управлении персоналом // Энигма. — 2019.— №8-1. — С. 18–27.

7. Ширинкина Е.В., КороленкоВ.В. Многофакторная модель оценки текучести персонала в организации// Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России.— 2018. — Т. 7. — № 6. — С.76–80.

8. Воротникова Е.С. Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации // Via scientiarum — Дорога знаний. — 2018. — № 3. — С. 19–23.

9. Ширинкина Е. В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. — 2020. — № 4 (26).— С. 74–79.

10. Корытова В. Е. Управление стрессами персонала на рабочем месте // Экономика и социум. — 2016.— № 3 (22). — С. 1851–1853.

11. Ajoolabady A., Ren J., Liu S., Klionsky D.J., Lip G. Y.H., Tuomilehto J., Kavalakatt S., Pereira D. M., Samali A. Er stress in obesity pathogenesis and management // Trends in Pharmacological Sciences. — 2022. — Т. 43. — № 2. — С. 97–109.

12. Ширинкина Е. В. Изменения образовательных технологий корпоративного обучения в цифровой экономике // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2020. — Т. 30. — № 1. — С. 67–71.

13. Chandwani S., Amaresan N. Role of acc deaminase producing bacteria for abiotic stress management and sustainable agriculture production // Environmental Science and Pollution Research. — 2022. — Т. 29. — № 16. — С. 22843–22859.

«Выгорание» характерно прежде всего для крупных организаций, где человек — винтик в системе. Феномен «выгорания» не имеет национальности, но зависит от климата и культуры компании, роли и полномочий/ ресурсов сотрудника, психики конкретного человека и объема стресса в конкретный промежуток времени. В большой компании у каждого человека всегда есть специализация, а ответственность распределена. Зачастую он не получает никакой обратной связи о том, насколько важно и нужно то, что он делает. Он теряет понимание, на что может повлиять. Это тяжело. В таких условиях человека начинает расстраивать, а не поддерживать ощущение, что он часть какого-то большого организма. Так запускается механизм «выгорания». Для человека важно, чтобы его деятельность имела смысл и была созвучна его ценностям, опыту.

«Выгорание» — одна из возможных реакций нервной системы на сильный и часто длительный для человека стресс. В состоянии дистресса постепенно уходит энергия, снижаются интеллектуальные и когнитивные способности, пропадает интерес к работе, коллегам, снижается мотивация, уверенность в своих силах, исчезает авторизация успеха, ощущение прогресса и вклада, способность на что-то повлиять и изменить. Первой реакцией человека в кризисной ситуации бывает желание «поднажать». Кажется, еще чуть-чуть, и все получится. Но если стресс не заканчивается разрядкой и/или организм к нему не может адаптироваться, то кажется, что ничего не получается, все бессмысленно, и создается ощущение угрозы как личности, появляется страх. Если ничего с этим не делать, то через несколько стадий «выгорания» человек придет к депрессии, и ему понадобится медикаментозное лечение.

Первой реакцией на дистресс часто бывает гнев. Человек защищает себя: «Я не справляюсь, но это другие мне мешают!» Он может пытаться манипулировать окружающими: «Если я их исправлю, то все будет хорошо».

Исследование на основе модели, предложенной Тайби Келлером (process communication model), показывает, что 40 % персонала организации находится в дистрессе.

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Как создать антистрессовую среду для работы персонала. Вопросы трудового права. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: