«Выгорание» характерно прежде всего для крупных организаций, где человек — винтик в системе. Феномен «выгорания» не имеет национальности, но зависит от климата и культуры компании, роли и полномочий/ ресурсов сотрудника, психики конкретного человека и объема стресса в конкретный промежуток времени. В большой компании у каждого человека всегда есть специализация, а ответственность распределена. Зачастую он не получает никакой обратной связи о том, насколько важно и нужно то, что он делает. Он теряет понимание, на что может повлиять. Это тяжело. В таких условиях человека начинает расстраивать, а не поддерживать ощущение, что он часть какого-то большого организма. Так запускается механизм «выгорания». Для человека важно, чтобы его деятельность имела смысл и была созвучна его ценностям, опыту.
«Выгорание» — одна из возможных реакций нервной системы на сильный и часто длительный для человека стресс. В состоянии дистресса постепенно уходит энергия, снижаются интеллектуальные и когнитивные способности, пропадает интерес к работе, коллегам, снижается мотивация, уверенность в своих силах, исчезает авторизация успеха, ощущение прогресса и вклада, способность на что-то повлиять и изменить. Первой реакцией человека в кризисной ситуации бывает желание «поднажать». Кажется, еще чуть-чуть, и все получится. Но если стресс не заканчивается разрядкой и/или организм к нему не может адаптироваться, то кажется, что ничего не получается, все бессмысленно, и создается ощущение угрозы как личности, появляется страх. Если ничего с этим не делать, то через несколько стадий «выгорания» человек придет к депрессии, и ему понадобится медикаментозное лечение.
Первой реакцией на дистресс часто бывает гнев. Человек защищает себя: «Я не справляюсь, но это другие мне мешают!» Он может пытаться манипулировать окружающими: «Если я их исправлю, то все будет хорошо».
Исследование на основе модели, предложенной Тайби Келлером (process communication model), показывает, что 40 % персонала организации находится в дистрессе.