По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.072

Как снизить вероятность возникновения ДТП

Е. В. Куракина д-р техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: super.helen.k2009@yandex.ru

Безопасность дорожного движения (БДД) приобретает новое измерение при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (ВТС). Современные технологии обладают возможностью существенно снизить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), многие из которых происходят по вине человеческого фактора (90%). Однако внедрение ВТС также влечет за собой новые возможности, требующие переосмысления в обеспечении БДД.

Литература:

1. Kurakina E. Improvement of the system for accounting of parameters during construction of motor roads / E. Kurakina, S. Evtyukov // Architecture and Engineering. — 2017. — Vol. 2. — No 3. — P. 34-42.

2. Golov E., Novikov A., Evtyukov S., Alexeevsky M. and Sorokina E. Evaluating Road Performance and Condition as Part of Arctic Road and Transport Studies, 2022 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH), Vienna, Austria, 2022, pp. 1-4.

3. Кияшко Т.В., Кручинин И.Н., Чижов А.А., Авдеева В.С. Оценка возможности изменения ширины проезжей части на автомобильных дорогах Российской Федерации // Автомобильные дороги и транспортная инфраструктура. — 2023. — №1(1). — С. 33-40.

4. Кравченко П.А. Пофакторное управление уровнем обеспечиваемой безопасности на дорогах России / П.А. Кравченко, С.В. Жанказиев, Е.М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. — 2021. — №5-6(96-97). — С. 3-9.

5. Жанказиев С.В. Тенденции развития автономных интеллектуальных транспортных систем в России / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев, Д.Ю. Морозов // Транспорт Российской Федерации. — 2016. — №5(66). — С. 26-28.

6. Жанказиев С.В. Научные подходы к формированию государственной стратегии развития Интеллектуальных транспортных систем / С.В. Жанказиев, В.М. Власов // Автотранспортное предприятие. — 2010. — №7. — С. 2-10.

7. Куракина Е.В. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «Участник дорожного движения — Транспортное средство — Дорога — Внешняя среда» / Е.В. Куракина, А.А. Склярова // Вестник Сибирского государственного автомобильнодорожного университета. — 2020. — Т. 17. — №4(74). — С. 488-499.

8. Добромиров В.Н. Совершенствование методов оценки безопасности дорожного движения на скоростных автомобильных дорогах / В.Н. Добромиров, С.С. Евтюков, Е.В. Куракина // Мир транспорта и технологических машин. — 2017. — №1(56). — С. 94-100.

9. Пегин П.А., Капский Д.В., Касьяник В.В., Шуть В.Н. Современные тенденции развития бортовых интеллектуальных транспортных систем. СПб.: СПбГАСУ, 2019. 198 с.

10. Нырков А.П. Автоматизированное управление и оптимизация технологических процессов в транспортных узлах : специальность 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Нырков Анатолий Павлович. — Санкт-Петербург, 2003. — 56 с.

11. Коломеец А.А. Возможности совершенствования обеспечения автоматизированного управления при подготовке водителей транспортных средств / А.А. Коломеец, Е.В. Куракина // Вестник гражданских инженеров. — 2021. — №2(85). — С. 215-221.

12. Кравченко П.А. Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в Российской Федерации / П.А. Кравченко, Е.М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — №2(75). — С. 14-18.

13. Домке Э.Р., Жесткова С.А. Вероятностная модель торможения колесной машины // Мир транспорта и технологических машин. 2011. №2 (33). С. 3-7.

14. Коломеец, А.А. Возможности эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении / А.А. Коломеец, Е.В. Куракина // Инфокоммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте: сборник статей международной научно-практической конференции, Липецк, 20–21 апреля 2022 года.

Введение ВТС представляет собой значительный шаг вперед в повышении уровня БДД, но требует тщательной подготовки и сотрудничества между законодательным органом власти, производителями транспортных средств (ТС), разработчиками технологий и обществом для преодоления возникающих вызовов и рисков.

Исследования в области БДД традиционных ТС начались еще в середине XX века. Одними из первых значимых работ стали исследования, посвященные влиянию технических параметров автомобильных дорог на состояние уровня БДД. Результаты исследования показали, что ширина проезжей части и радиус кривых влияют на частоту возникновения аварийных ситуаций на дороге. Методы изучения включали полевые наблюдения, статистический анализ данных о ДТП и моделирование ситуаций дорожного движения [1].

Ключевые работы включают в себя исследования влияния качества покрытия дороги на риск возникновения ДТП. В частности, было установлено, что повышение качества дорожного покрытия значительно снижает вероятность возникновения ДТП, особенно в условиях плохой погоды. Методы представляли испытания материалов и анализ данных о ДТП на участках дорог с различными типами покрытий [3].

Несмотря на значительные достижения в области исследований БДД, существует ряд пробелов, особенно в контексте адаптации дорожной инфраструктуры под нужды ВТС. Вопервых, большинство существующих исследований сосредоточены на отдельных аспектах безопасности, таких как системы помощи водителю или качество дорожного покрытия, но не рассматривают комплексный подход к адаптации всей инфраструктуры. Во-вторых, недостаточно исследований, посвященных взаимодействию различных типов транспортных средств на дорогах общего пользования. В частности, мало изучены вопросы координации и взаимодействия между ВТС и традиционными автомобилями в условиях плотного городского трафика.

Предыдущие научные достижения играют ключевую роль в текущем исследовании. Во-первых, результаты ранних исследований по влиянию технических параметров дорог на безопасность движения могут быть использованы для определения базовых требований к инфраструктуре. Например, данные о ширине проезжей части и радиусах кривых могут служить основой для моделирования сценариев с участием движения транспортных средств с автоматизированной системой управления [4–7].

Для Цитирования:
А. А. Коломеец, Е. В. Куракина, Как снизить вероятность возникновения ДТП. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: