— Сергей, компания SKF — международная промышленная компания, на которую ориентируются многие предприятия данного сегмента рынка. Скажите, какая роль в организации производственного процесса отводится управлению качеством?
— Как вы знаете, управление качеством начиналось более 100 лет назад с необходимости контролировать изготовленные изделия, обеспечивая идентичность продукции по выбранным критериям (допускам), разделяя всю продукцию на дефектную и годную. Развитие данного процесса во времени и его слияние с общим управлением организацией привели к появлению концепции TQM (всеобщего управления качеством). Основные принципы данной концепции:
— ориентация на потребителя;
— процессный подход;
— постоянное улучшение.
Базовым принципом является, конечно же, процессный подход. Будучи молодым специалистом по качеству, я проходил тренинг в Академии качества SKF, который так и называется: «Процессный подход и концепция “ноль дефектов”». Это ключевой тренинг, который позволяет понять, какие процессы существуют и как они выстраиваются, как исключить или значительно снизить появление несоответствующей продукции и т.д. Наши специалисты по качеству, производству, технические специалисты проходят этот тренинг для формирования процессного мышления. Кроме того, весь производственный персонал в той или иной степени знакомится с основной концепцией тренинга в виде отдельного обучения.
Производственная линия также настроена с учетом концепции «ноль дефектов». Ее устройства и механизмы позволяют отделять несоответствующую продукцию от годной и не допускать ее в дальнейшее производство.
Важнейшим принципом, позволяющим непрерывно совершенствовать качество продукции и процессы, является постоянное улучшение. На всех уровнях организации, во всех отделах эта концепция отражается в улучшении способов работы, совершенствовании отдельных процессов, исключении потерь в них, повышении качества продукции и т.д.
Что касается документального обеспечения управления качеством, в SKF действует единая для всех подразделений система менеджмента качества, которая описывает, как обеспечивается осуществление политики в области качества. Это первый и основной документ СМК, который в дальнейшем структурируется на отдельные процессы, процедуры и рабочие инструкции, в том числе описывающие методы контроля, планирования и улучшения качества продукции и производственных процессов. SKF использует и применяет: