Есть несколько причин, по которым предприятия разрабатывают, внедряют и затем сертифицируют СМК:
• чтобы получить «пропуск на рынок», который дает возможность участвовать в тендерах и бороться за заказы;
• чтобы выглядеть «не хуже других», имея на стендах и в кабинете генерального директора красивые сертификаты;
• чтобы выполнить требования заказчика, имеющего сертифицированную систему управления, для выполнения условий ИСО 9001;
• чтобы добиться реального, устойчивого во времени, повышения эффективности бизнеса.
Это как раз и есть те преимущества, которые дает предприятию полноценная система менеджмента качества. Как видим, первые три причины связаны с формальным результатом, когда наличие сертификата позволяет получить описанные выше преференции. И только последняя (четвертая) причина связана с изменением содержания бизнеса, с повышением его качества, результативности и эффективности. Таким образом, можно сказать, что именно четвертая причина является ключевой, которая дает предприятию то, что по-настоящему важно и нужно на конкурентном рынке.
Внедрение СМК в России, к сожалению, идет очень своеобразно. Особенности национальной сертификации таковы, что главным мотивом при постановке СМК является сертификат. Не система, а сертификат, дающий предприятию ряд формальных преимуществ, — и не более того. В результате, забыв о главной, четвертой, причине, предприятия фокусируют свое внимание на первых трех. Поэтому они откровенно «покупают» сертификаты, не задумываясь о создании эффективной системы управления, так как не видят в этом необходимости.
На своем опыте мы убедились, что персонал многих предприятий, давно получивших сертификаты, имеет смутное представление о СМК. Фактически, ничего не изменив и продолжая работать «как было», многие менеджеры приходят к выводу, что введение СМК бессмысленно. В то же время в Японии, США, Германии и других странах она позволяет колоссально повысить эффективность работы предприятий. Мы это наблюдаем ежедневно, пользуясь японской бытовой техникой, японскими и немецкими автомобилями и т. д.