В сложившихся условиях российские компании разделятся на два вида: успешные, которые будут наращивать свой потенциал и прибыль, и организации, приближающиеся к банкротству. В наступившем экономическом шторме генеральным директорам компаний обоих видов придется использовать антикризисную политику, в том числе и в вопросах управления персоналом.
Вот почему стоит начать с того, какие категории сотрудников присутствуют в каждой компании. Основные из них относятся к четырем типам:
1. «Звезды» — я бы назвал их «подвиганты» — 10–15% максимально эффективных специалистов из числа всего коллектива.
2. «Достигаторы» — сотрудники, регулярно выполняющие план, их в организациях большинство.
3. Перспективные — успешно прошли стажировку и начали работать на результат.
4. «Якоря» — 5–20% коллектива, которые нестабильны в своей эффективности и тянут компанию вниз.
Еще существуют такие сотрудники, как «жилеточники» или «нытики», «священные коровы» — самый малочисленный процент коллектива, негативно влияющий на настроение и нематериальную мотивацию остальных.
Рассмотрим подробнее, как определить каждую категорию сотрудников, в каком случае следует отказаться от их услуг и как это сделать оптимальным образом.
Наступивший экономический шторм уже отрицательно сказался на большинстве российских предприятиях, в том числе и на промышленных. Основные проблемы связаны с перебоями в логистике, из-за чего возникают риски нехватки комплектующих, сырья, оборудования для продолжения производственной деятельности. В связи с сокращением объемов производства, — а если оно снизилось на 20–30% это уже критично для компании, — необходимо сокращать издержки, а также сотрудников. Во-первых, если объемы производства снизились, значит, и клиентов стало меньше, поэтому раздутый штат руководителю уже не нужен. Во-вторых, основной статьей расходов любой компании является фонд оплаты труда (ФОТ), поэтому сокращение затрат на заработную плату позволит повысить прибыльность и эффективность оставшихся сотрудников.