По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как руководителю избежать оттока квалифицированных специалистов в условиях экономического шторма

Владимир Моженков основатель и первый руководитель ГК «АвтоСпецЦентр» и «Ауди Центр Таганка», основатель компании Mozhenkov Progress Consulting

По данным Росстата, к началу 2022 г. российский рынок труда восстановился после пандеймийного кризиса. Уровень безработицы в стране составил всего 4,4 %. Однако буквально через два месяца работодатели столкнулись с новыми проблемами — экономические санкции из‑за обострившейся геополитической ситуации могут привести к росту этого показателя до 7 % к концу текущего года. Многие предприятия, особенно те, кто работал в партнерстве с европейскими и американскими компаниями, вынуждены сокращать штат и менять систему мотивации. Это становится причиной оттока квалифицированных кадров. Являясь основателем компании Mozhenkov Progress Consulting, генеральным директором и собственником с тридцатилетним опытом управления компаниями с оборотом 560 млн долл. в год, прошедшим через девять кризисов и два предбанкротных состояния, хочу поделиться кейсами из своего опыта, которые помогут руководителям поддержать рентабельность своего бизнеса.

В сложившихся условиях российские компании разделятся на два вида: успешные, которые будут наращивать свой потенциал и прибыль, и организации, приближающиеся к банкротству. В наступившем экономическом шторме генеральным директорам компаний обоих видов придется использовать антикризисную политику, в том числе и в вопросах управления персоналом.

Вот почему стоит начать с того, какие категории сотрудников присутствуют в каждой компании. Основные из них относятся к четырем типам:

1. «Звезды» — я бы назвал их «подвиганты» — 10–15 % максимально эффективных специалистов из числа всего коллектива.

2. «Достигаторы» — сотрудники, регулярно выполняющие план, их в организациях большинство.

3. Перспективные — успешно прошли стажировку и начали работать на результат.

4. «Якоря» — 5–20 % коллектива, которые нестабильны в своей эффективности и тянут компанию вниз.

Еще существуют такие сотрудники, как «жилеточники» или «нытики», «священные коровы» — самый малочисленный процент коллектива, негативно влияющий на настроение и нематериальную мотивацию остальных.

Рассмотрим подробнее, как определить каждую категорию сотрудников, в каком случае следует отказаться от их услуг и как это сделать оптимальным образом.

Наступивший экономический шторм уже отрицательно сказался на большинстве российских предприятиях, в том числе и на промышленных. Основные проблемы связаны с перебоями в логистике, из‑за чего возникают риски нехватки комплектующих, сырья, оборудования для продолжения производственной деятельности. В связи с сокращением объемов производства, — а если оно снизилось на 20–30 % это уже критично для компании, — необходимо сокращать издержки, а также сотрудников. Во-первых, если объемы производства снизились, значит, и клиентов стало меньше, поэтому раздутый штат руководителю уже не нужен. Во-вторых, основной статьей расходов любой компании является фонд оплаты труда (ФОТ), поэтому сокращение затрат на заработную плату позволит повысить прибыльность и эффективность оставшихся сотрудников.

Для Цитирования:
Владимир Моженков, Как руководителю избежать оттока квалифицированных специалистов в условиях экономического шторма. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала