В основе любого сценария лежит идея. Сначала это может быть только мысль о том, какой книге или теме будет посвящен квест. Затем формируется общая концепция. Для вербализации идеи можно написать краткую аннотацию квеста в одно-два предложения, передающую суть истории, ее основную драматическую коллизию. Следующий важный этап в создании сценария — сбор информации и материала. Чтение или перечитывание книг, по которым делается квест, определение формата заданий и их разработка, сбор информации о характерах персонажей и анализ всего вышеперечисленного. Без этого невозможно создание полноценного и грамотного сценария.
В зависимости от правил демонстрации сюжет может быть двух типов.
Линейный сюжет — движение от одной точки к другой происходит последовательно и для того, чтобы попасть на следующую точку, необходимо выполнить задание на предыдущей. Такой тип сюжета удобен, если участвовать в квесте будет одна команда или между стартом команд проходит 10–15 минут. Линейный квест удобен в качестве одной из активностей мероприятий типа «Библионочи».
Сквозной сюжет — движение в квесте идет не последовательно, а точки связаны только общим началом и общим концом.
Сквозной квест предполагает участие нескольких команд. В этом случае команды могут начинать квест одновременно каждая со своей точки. Как и в книге-первоисточнике, у сюжета квеста есть экспозиция (некая информация, полученная участниками квеста до начала игры), завязка (событие, с которого начинается действие), основное действие (станции/точки и связанные с ними персонажи), кульминация (финальное испытание) и развязка (исход событий).
Экспозиция — это рассказ о каких-либо событиях, которые произошли до начала игры и являются причиной развития сюжета. Экспозиция квеста не обязательно должна быть представлена на самом мероприятии. Это может быть информация, которую участники получают из рекламы квеста — странички в соцсетях, анонса на сайте библиотеки. Отсутствие экспозиции тоже может быть приемом. Например, в квесте ЦГБ им. Маркса «Лабиринты Страны Чудес» неожиданно появившийся Белый Кролик побуждает ничего не подозревающих участников следовать за ним, ничего при этом не объясняя.