По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Как разработать прорывную бизнес-модель

Долгосрочный конкурентный успех любой компании сегодня зависит в первую очередь от ее умения создавать инновационную бизнес-модель. Истории успеха многих известных коммерческих проектов начинались именно с возникновения инновационной бизнесмодели, а не с разработки превосходного продукта или инновационного бизнес-процесса. Основополагающие подходы с созданию прорывной бизнес-модели, учитывающие реалии современного рынка, рассматриваются в книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов». Предлагаем вниманию наших читателей фрагменты из этого издания* .

Целое поколение менеджеров привыкло мыслить категориями «пяти сил» Майкла Портера. В общем и целом, ничего плохого в этой системе нет. Центральная идея Портера заключалась в необходимости проведения глубинного анализа отраслей — такого, который позволил бы компании занять оптимальную позицию по отношению к конкурентам и тем самым обрести конкурентное преимущество. В 2005 г. Ким и Моборн разработали стратегию «голубого океана», впервые выйдя за рамки портеровской теории. Их основная мысль сводилась к следующему: если вы хотите успешно усовершенствовать бизнес-модель, вам придется выйти из рынка «красного океана» с множеством конкурентов и создать «голубой океан», новый рынок практически без конкурентов. Мантра создателя инновационной бизнес-модели: «Положи конкурентов на обе лопатки, не пытаясь их побить».

Сегодня долгосрочный конкурентный успех компании зависит от ее умения создавать инновационную бизнес-модель.

Единственный способ создать новую бизнес-модель — перестать оглядываться на конкурентов. Своими дешевыми и стильными моделями и необычной организацией продаж IKEA произвела революцию в мебельной индустрии. Британская рок-группа Radiohead вызвала настоящий ажиотаж, предложив фанатам заплатить за свой альбом In Rainbows столько, сколько те считали нужным. Эта дерзкая стратегия принесла Radiohead немалую славу, повысила продажи билетов на концерты и старых записей команды.

Компания Car2Go поставила с ног на голову сферу аренды автомобилей, реализовав инновационную концепцию, построенную на идее поминутной аренды авто. Так почему не все компании совершенствуют свои бизнес-модели, пускаясь вплавь по голубому океану? Надо отметить, международные корпорации инвестируют в реальные разработки бизнес-модели не более 10 % бюджета, отведенного на инновации. Когда Shell тратила на передовые проекты 2 % бюджета, предусмотренного для научных исследований и разработок, ею восхищались за отвагу и новаторский подход. Мелкие и средние компании обычно расходуют еще меньше, и большинство из них полностью игнорируют инновационное преобразование бизнес-модели.

Для Цитирования:
Как разработать прорывную бизнес-модель. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала