Если ваши контрагенты — некрупные компании, есть риск, что налоговая усомнится в сделках. Инспекторы заподозрят, что сделки были только на бумаге, вы «нарисовали» расходы компании, чтобы уменьшить доходы и заплатить меньше налогов.
В отношениях с такими контрагентами налоговая будет искать признаки, по которым можно назвать сделку фиктивной. Поэтому готовьтесь отвечать на претензии.
Главное правило проверки контрагентов: чем меньше контрагент и чем крупнее сделка, тем больше собирайте документов.
Проверка должна занимать у сотрудника около 1 часа и состоит из четырех блоков. По итогам проверки он должен оформить отчет.
1. Основная информация о контрагенте: 10 минут.
2. Риск неисполнения обязательств: 10 минут.
3. Экономическая обоснованность выбора: 10 минут.
4. Документы от самого контрагента, которые подтверждают наличие ресурсов, деловую репутацию, а также данные из реестров: 30 минут.
Такой объем сведений основан на судебной практике и разъяснениях ФНС по проверке контрагентов: письма от 11.10.2019 № ЕД-4-1/20922@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ и от 23.03.2017 №ЕД-5-9/547@.
Всю информацию можно собрать из открытых источников. Также вы найдете все в одном месте — в сервисе «Генеральный Директор. Контрагенты» gd.1cont.ru. В нем все отчеты уже есть в удобном виде. А еще на основе отчетов сервис показывает подсказки по каждому контрагенту — на каких условиях заключить с ним договор, с какой вероятностью он исполнит сделку, стоит ли судиться и как это делать.
В плане проверки контрагентов — ничего. Надо проверять, как и прежде, но не стоит называть это должной осмотрительностью.
Инспекторы отказались от этого понятия в связи с введением статьи 54.1 НК, но продолжают оценивать, насколько осторожно вы подходили к выбору контрагента. Более того, некоторые суды до сих пор ссылаются на понятие «должная осмотрительность» (решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу от 25.09.2019 №А27-17275/2019).